Пришедшим из английского понятием биг-бэг (или биг-бег, от англ. big-bag, большой мешок), а также более понятным термином «мягкий контейнер» (далее – МКР) обозначают мягкие мешки, характеризующиеся большими раз мерами и грузоподъемностью, высокими защитными характеристиками и наличием элементов для осуществления разгрузочно-погрузочных работ. МКР имеют обычно форму параллелепипеда или цилиндра. Их применяются для хранения и транспортировки сухих сыпучих материалов (отметим, что сыпучесть является одной из основных технологических характеристик для продукции, упаковываемой в биг-беги). Такими продуктами являются цемент, гипс, песок, сухие смеси в сфере строительства; в химической отрасли это полимеры, минеральные удобрения, гранулированный пластик, химические реактивы и препараты, включая агрессивные химикаты; в пищепроме – соль, сахар, крупы, мука; в агроотрасли – различные комбикорма, сапропелевые рекультиванты, зерновые культуры, а также овощи и фрукты. Это относительно новый вид упаковки больших объемов продукции, обеспечивающей удобство грузоперевозок, повышение эффективности разгрузочно-погрузочных работ (рис. 1).
Рис. 1. Погрузка и транспортировка продукции в МКР
Первые примеры регулярного практического использования МКР относятся к началу 1980-х годов (Япония, Южная Корея, ряд стран Западной Европы). Работы по созданию МКР велись и в СССР, где задача надежной и экономичной упаковки экспортируемой продукции химической, металлопрокатной, строительной и др. отраслей промышленности стояла очень остро. Разработки специалистов ЦНИЛ полимерных контейнеров (созданного еще в 1959 году в Подмосковье) являются основой современных достижений РФ в области создания этого вида упаковки. Переход от бумажных пакетов к биг-бегам стал прогрессивным шагом в сфере упаковки, и в настоящее время усовершенствование МКР в значительной степени определяет тенденции развития мирового упаковочного рынка в целом.
Основная идея использования МКР в качестве тары для транспортировки состоит в согласовании интересов широкого круга операторов (производителей, логистических предприятий, дистрибьюторов (при необходимости), реализаторов и потребителей). Этот интерес состоит в обеспечении сохранности грузов, удобства перевозки и хранения при минимизации расходов. Повышение влагонепроницаемости – важной характеристики биг-бегов для практически всех отраслей – осуществляется ламинированием полипропиленовой ткани и/или дополнением мешка полиэтиленовым вкладышем (например, при упаковке сахара, комбикормов и др.). Еще одним важным технологическим элементом МКР являются клапана. В такие биг-беги упаковывают цемент, минеральные удобрения и другую продукцию, которая характеризуется гигроскопичностью (высоким впитыванием влаги), а также может запылить значительные площади (объемы) при хранении, что ведет к загрязнению других хранимых (перевозимых) товаров и вредит здоровью персонала. Существует множество вариантов конструкции МКР, представленных на рис. 2.
Рис. 2. Варианты конструкции МКР
МКР изготавливают преимущественно из полипропиленовой ткани, поскольку характеристики этого материала являются наиболее подходящими в аспекте прочности, растяжения, устойчивости к термо- и химическим воздействиям и других физико-механических критериев. Важным свойством является и технологичность изготовления (легкость пошива). Еще одним вариантом ткани может быть капроновая (полиамидная). Добавка капрона существенно улучшает характеристики полипропилена, прежде всего в аспекте жаро- и морозоустойчивости, позволяя использовать МКР в диапазоне температур ±600С. Основные типы полиэтиленовых мешков и их характеристики представлены в таблице 1 (здесь размеры обозначены так: А – длина, В – высота, С – размер коробки (для коробкообразных мешков, в нижней части которых она расположена), D – размер клапана). Отметим, что габаритные размеры МКР определяются требованиями потребителя и могут варьировать в довольно широком диапазоне (длина – 500¸1200 мм, высота – 80¸2500 мм). Плотность ткани детерминирует тоннаж при загрузке мешка. Наиболее часто загрузка составляет 0,5–2,0 тонны, однако бывают заказы на изготовление мешков для перевозки до 5 тонн груза (есть упоминания и о 12-тонных мешках).
Таблица 1
Характеристика мешков из полипропиленовой ткани
Биг-беги могут быть одно- и многоразовыми. Первые составляют порядка 25–30% рынка, их основное преимущество – простота разгрузки и менее высокие требования по длительной прочности. Многоразовые же МКР обычно используются 3 и более раз в течение длительного времени, после чего также подлежат замене. Кратность использования определяется запасом прочности (одноразовая краткосрочная перегрузка), который для одноразовых составляет 5:1, а для многооборотных – 8:1. Достоинством при этом является возможность рециклинга, что делает эту упаковку, помимо надежности, экономичной и щадящей по отношению к окружающей среде. Среди прочих преимуществ этой упаковки отметим также: 1) возможность сэкономить на строительстве складов (благодаря надежности перевалочного хранения сыпучей продукции в МКР); 2) оптимальное заполнение площади при хранении и перевозке (склада, вагона и пр.); 3) улучшение условий труда (прежде всего санитарно-гигиенических) для работников.
Каждый конструктивный элемент МКР разработан в соответствии со спецификой определенных грузов и особенностями (требованиями) транспортировки в разных отраслях экономики (рис. 3). Основными конструктивными элементами являются: 1) верх – открытый, фартук, загрузочный клапан; 2) низ – глухое дно, выгрузной клапан; 3) петли – одна, две, четыре; 4) стропы – обыкновенные и усиленные.
Рис. 3. Элементы МКР
Специализированные МКР используются согласно требованиям ряда международных организаций, обусловленным особенностями хранимой (перевозимой) продукции. Среди таких специальных видов отметим:
– биг-бэги из электроизоляторов (тип B, C, D), так называемые электростатические МКР;
– биг-беги для обеспечения безопаснсти транспортировки грузов разной степени опасности согласно требованиям ООН, так называемый ООНовский МКР;
– фармацевтические и пищевые МКР (биг-бэги, соответствующие требованиям качества в соответствии со стандартами концепции HACCP, управления по санитарному надзору FDA, Директивы ЕС 2002/72/EC, ISO 9000:2000 и другими нормативными документами, обеспечивающими безопасность продукции).
Особенностью рынка МКР является то, что он привязан к рынку производства в различных отраслях экономики. Поэтому замедление экономического развития, а то и сокращение макропоказателей практически с неизбежностью вызывает соответствующее падение емкости рынка биг-бегов. После кризиса 2008 года этот рынок пару лет восстанавливался, при этом его структура по типам МКР сместилась в бок биг-бегов, соответствующих евростандартам. В результате таких изменений были согласованы требования перевозчиков и производителей МКР. Важной проблемой рынка, которую необходимо отметить, является рост серого сегмента, представляющего собой импортные МКР (преимущественно китайской поставки), имеющие намного более низкие ценовые характеристики, чем отечественная продукция. В то же время специалисты отмечают, что мешки такой цены не могут рассматриваться как надежная упаковка, и предупреждают потенциальных потребителей об опасности использования таких биг-бегов.
Если проанализировать региональную структуру производства МКР в Украине, то можно сделать вывод, что оно сконцентрировано в Киевской области, а также формирует полосу, проходящую с востока на юг Украины. Понятно, что деятельность расположенных в Луганской области предприятий (в частности, ООО «Технотон-Луганск», ЧП «Укрэкспрессупаковка») существенно затруднена. Однако в целом потребление на рынке МКР начало сокращаться уже в 2012 году (рис. 4) и в этом году ожидается дальнейшее падение из-за снижения объемов экономического производства в стране, а также сокращения абсолютных объемов экспорта в текущем году.
Рис. 4. Динамика развития рынков полипропилена и мешков из него в Украине
О важности этого способа хранения и транспортировки различной продукции свидетельствует то обстоятельство, что в Европе создана Ассоциации производителей мягких контейнеров (European Flexible Intermediate Bulk Container Association, EFIBCA), центральный офис которой находится в небольшом немецком городе Бад-Гомбург (земля Гессен, Германия). Эта Ассоциация была основана в 1983 году. Вскоре (в 1985 году) она заявила о себе на рынке публикацией первого международного стандарта для контейнеров. С тех пор Ассоциация постоянно участвует в разработке CEN и ISO стандартов для МК. EFIBCA предлагает консультации по всем аспектам производства и реализации МК. Она имеет тесные связи с испытательными фирмами и сотрудничает с другими объединениями и организациями в сфере МК, занимаясь представлением интересов производителей этой продукции перед властями и общественностью. EFIBCA стремится к постоянному совершенствованию качества и безопасности МКР. Сегодня EFIBCA насчитывает более 30 компаний-членов. Ее главными целями как современной отраслевой ассоциации являются:
– популяризация использования МК;
– установление высоких стандартов качества МК;
– информирование пользователей о последних экономических, правовых и технических разработках по МК;
– обеспечение пользователей этой продукцией;
– сотрудничество с другими ассоциациями и институциями в сфере МК.
Таким образом, развитие экономики любой страны сопровождается ростом емкости рынка биг-бегов. В Украине действуют крупные компании, инвестирующие в модернизацию оборудования и организующие производство полного цикла с непрерывным контролем качества согласно международным стандартам в этой сфере на основе современных технологий, и готовые выводить свою продукцию за пределы Украины.