1079
Новая упаковка: аналитический обзор рынка ПЭТ (бутылки, преформы, пленка) в пищевой промышленности Украины.
ПЭТ сегодня активно используется в производстве для изготовления различных пленок, упаковок и емкостей а также, благодаря удобным свойствами, демонстрирует активный рост применения в сфере выпуска напитков и пищевых продуктов. Уже можно говорить о том, что ПЭТ-упаковка достаточно быстро вытесняет с рынка стекло и картон, что связано, в первую очередь, с возможностями вторичной переработки данного материала.
В основном, ПЭТ-тара используется на внутреннем украинском рынке. Развитие данного сегмента на протяжение 2014-2016 годов ознаменовалось рядом тенденций, среди которых стоит, прежде всего, отметить падение импорта бутылок из ПЭТ. Причиной сокращения поставок стала девальвация украинской валюты и, как следствие, удорожание зарубежной продукции. Подобная ситуация послужила импульсом для украинских предприятий, которые нарастили производственные возможности и на сегодняшний день обеспечивают 80% потребностей отечественного рынка в ПЭТ-бутылках. Собственные линии производства ПЭТ-тары запускают и предприятия, специализирующиеся на выпуске алкогольных и безалкогольных напитков.
Еще одной особенностью сегмента ПЭТ-тары в Украине является низкий уровень экспортного потенциала из-за отсутствия собственной сырьевой базы, а также обострение экологических проблем в силу увеличения количества полимерных отходов.
В целом же, несмотря на неплохие потенциалы отрасли, собственное производство ПЭТ-тары в Украине ограничивается целым рядом сложностей и проблем, а именно:
1. Отсутствием внутреннего производства ПЭТ-гранулята, необходимого для выпуска ПЭТ-тары. Потребности в сырье покрываются за счет импорта.
2. Большими затратами электроэнергии для производства ПЭТ-тары.
3. Проблемами переработки использованной тары. Для запуска этого процесса необходимо наличие ряда государственных и законодательных инициатив.
4. Сезонностью сбыта ПЭТ-тары, поскольку зимой спрос на напитки ниже, чем в жаркий летний период.
5. ПЭТ-тара не способствует длительному хранения продукцию. Такая упаковка не защищает от ультрафиолетового излучения, проникающего в бутылку, и не пропускает углекислоту, что значительно сокращает срок годности напитков.
Подытожив все, что было сказано выше, можно констатировать, что развитие сегмента ПЭТ-тары в Украине зависит от целого ряда как внешних, так и внутренних факторов. Чтобы наращивать объемы производства в дальнейшем, необходимо разрешить вопросы высокой стоимости сырья, а также электроэнергии. На спрос в отрасли влияет общая экономическая и политическая ситуация в стране, высокая инфляция и падение доходов населения. Кроме того, количество отечественной продукции в сегменте зависит от объемов импортных поставок сырья, а также от потребностей локальных производителей пищевых продуктов.
Основные производители ПЭТ-бутылок, работающие на украинском рынке, являются производителями пива и безалкогольных напитков. В течение последних трех лет они постепенно наращивали конкурентные позиции и вытесняли импортных конкурентов. Структура продукции представлена ниже.
Важно также отметить, что большинство предприятий производят ПЭТ-тару для собственных потребностей, а не для дальнейшего сбыта.