Журнал Корреспондент и компания Pro-Consulting продолжают реализацию совместного проекта Весь украинский бизнес. Кто стоит за крупнейшими украинскими компаниями в разных отраслях, какое место они занимают в отечественной экономике — каждый месяц мы рассказываем о ситуации на конкретном рынке.
В этом номере — информация о рынке хлеба. Важность этого продукта, особенно в условиях военных действий, – не тема для обсуждения. А само производство хлеба и хлебобулочных изделий — стратегически важная и одна из крупнейших отраслей пищевой промышленности.
Ситуацию на рынке комментирует Сергей Михальчук, ведущий аналитик отдела анализа рынков компании Pro-Consulting:
“В последние годы рынок хлебобулочной продукции характеризуется постоянным снижением объёмов потребления, что обусловлено как демографическими процессами, так и перераспределением потребительского спроса на продукцию других пищевых сегментов. Дополнительными факторами, стимулирующими производителей снижать объёмы производства, являются государственное регулирование отрасли, жёстко ограничивающее рентабельность на крайне низком уровне, постоянный рост затрат на производство, в первую очередь на сырьё и энергоносители, а также большая доля теневого рынка.
Постоянный рост себестоимости продукции за счёт удорожания энергоносителей и сырьевой составляющей, а также налогового давления ведёт к развитию теневого рынка, который, по самым скромным оценкам, превышает порог 30% от общего объёма. Низкий уровень качества, характерный для такого вида продукции, обусловлен максимальным удешевлением производства, в том числе экономией на качественном сырье. Более низкие текущие затраты позволяют таким предприятиям активно использовать в качестве основного маркетингового инструмента демпинг.
Также характерной особенностью рынка является наличие региональных ведущих операторов. На украинском рынке хлеба работают большое количество операторов, ему свойственен высокий уровень конкуренции и, соответственно, низкий показатель концентрации. Эта тенденция объясняется коротким сроком годности товара и оптимизацией логистических затрат. Поэтому традиционно производитель поставляет свою продукцию в области и города, находящиеся в непосредственной близости от производственных мощностей.
В последние годы характерны глобальные структурные изменения. Операторы стали активно развивать и продвигать продукцию высокого ценового сегмента, маржа на которую гораздо выше, чем на “социальные” сорта.
Стоит отметить, что отечественные производители хлебобулочных изделий чувствуют давление со стороны сегмента замороженных хлебных полуфабрикатов. Эксперты прогнозируют, что в ближайшие годы это направление потенциально может занять около четверти всего рынка хлеба и хлебобулочных изделий. Однако его развитие в значительной мере сдерживает специфика потребления и низкий уровень готовности потребителей приобретать подобную продукцию”.
Как уже писал Корреспондент, главные принципы формирования списка операторов того или иного рынка в проекте Весь украинский бизнес — максимальная достоверность, подтверждаемая анализом нескольких альтернативных источников, системность, точность, объективность и оперативность. Данные являются официальными и базируются на отчётности компаний перед различными контролирующими органами. Учитывая текущую рыночную ситуацию и доступность информации, в перечне сведений возможны корректировки.
Число анализируемых операторов зависит от степени монополизации и концентрации рынка и может варьировать в зависимости от специфики изучаемого направления. На рынке хлеба суммарная доля рассматриваемых операторов достигает 60%.
Дата публикации в журнале – 18.07.14