Украинский хлебный рынок отличается отсутствием выраженного лидера. Даже самые крупные представители отрасли не занимают больше 10-процентной доли. Они конкурируют за внимание покупателей с небольшими пекарнями, кондитерскими цехами торговых сетей, частными предпринимателями. Мелкие производители зачастую имеют преимущество на рынке перед большими хлебозаводами, так как облагаются налогом по упрощённой системе.
Читать про рынок здоровых хлебобулочных изделий в Украине
Структурно выпуск украинских хлебопеков более чем на 70% состоит из изделий, которые обобщенно называются хлебобулочными, еще почти 20% - это вафли и печенье, чуть больше 4% - сдоба. Другие кондитерские изделия все вместе заполняют около 5,5% рынка. Подробнее сегментация показана на диаграмме.
Если отдельно рассмотреть сегмент хлебобулочной продукции, то она на в основном заполнена хлебом из пшеничной муки либо с добавлением ржаной, почти четвертая часть занята различными булками, а нетрадиционные виды хлеба составили лишь 2% объема выпуска.
Исследование украинского рынка хлебобулочных и мучных кондитерских изделий приводит к выводу, что на нем преобладает продукция отечественного производства. Импортные поставки незначительны по всем позициям товаров, за исключением круассанов. Здесь мировой производитель Chipita сумел отвоевать почти 23% рынка для своей торговой марки 7 days.
В прошедшие годы рынок хлебобулочных изделий не был примером успешного развития. Его емкость сокращалась. Причин этого явления несколько. Во-первых, это уменьшение численности населения нашей страны из-за потери части территорий, миграционных процессов и естественной убыли. Во-вторых, наличие значительного теневого сегмента рынка, не попадающего в статистику. К тому же, некоторые домохозяйства предпочитают печь хлеб самостоятельно. Не способствует развитию рыка и повышение себестоимости выпечки из-за повышения цен на энергоресурсы и ингредиенты. Госрегулирование стоимости хлеба было отменено в 2017 году. И все же повышение цен на продукцию хлебопеков в течение трех лет ниже общего индекса инфляции.
В результате действия описанных выше факторов, по официальным данным, среднее потребление хлеба на каждого жителя нашей страны упало с 9 кг в месяц в 2014 году до 8,3 кг в 2016-м. По итогам 9 месяцев прошлого года зафиксировано незначительное увеличение (на 2%) потребления хлеба и хлебных продуктов (Госстат включает в эту группу и макароны).
Купить готовый анализ рынка ХБИ в Украине. 2019 год
По результатам проведенного анализа рынка хлебобулочных и мучных кондитерских изделий можно прогнозировать дальнейшее уменьшение потребления хлеба. В то же время, кондитеры могут смотреть в будущее более оптимистично. Спрос на их продукцию будет расти. Активность производителей должна переместиться в пока мало заполненную нишу диетической хлебной продукции (белковый, бездрожжевой хлеб), продукция с различными полезными добавками, поскольку набирающее популярность движение за здоровое питание способствует увеличению потребности в таких продуктах. Частичный переход на нишевые сорта хлеба помог бы производителям компенсировать сужение традиционного рынка.
Заказать исследование другого рынка
Компания Pro-Consulting подготовила для Вас короткий перечень готовых проектов на данную тему. Ознакомиться с проектами можно, перейдя по ссылкам: