Формат «Магазин у дома» означает создание вблизи жилых кварталов торговой точки, позволяющей жильцам района быстро купить необходимые продукты или товары первой необходимости. Подобные магазины становятся очень популярными в нашей стране благодаря широкому ассортименту продукции и возможности значительно сэкономить время на покупке продуктов.
1. Небольшая торговая площадь минимаркета по сравнению с другими форматами магазинов.
2. Небольшой ассортимент товара – меньше чем в обычном супермаркете примерно в 2-3 раза.
3. В большинстве случаев, магазины у дома располагаются на первом или цокольном этажах жилых домов.
4. В современных условиях магазин у дома обязательно должен работать по принципу самообслуживания.
5. Основу ассортимента магазинов у дома составляют необходимые продукты или товары первой необходимости вблизи места проживания.
6. Целевая аудитория магазинов у дома – это жители 5-минутной пешеходной зоны вокруг него.
7. Возле магазина у дома редко отсутствует обустроенная парковка для автомобилей.
Таблица. Ключевые факторы, характеризующие формат магазина «у дома»
Местонахождение
|
Жилой массив;
| |
В близости от остановок общественного транспорта
| |
Размеры магазина
|
До 200–300 м2
| |
Ассортимент
|
Линейка товаров первой необходимости, в том числе непродовольственных товаров (не превышает 10% от общего ассортиментного состава)
| |
Ориентированность на группы населения
|
Ориентирован на широкие слои
| |
|
Уровень цен
|
Выше, чем в близлежащих супермаркетах
| |
Средний чек
|
Ниже, чем в супермаркетах
| |
Частота покупок
|
Ежедневно
| |
Время, проведенное покупателем в магазине
|
Не более 30 мин
| |
В Украине оборот продовольственной розницы на сегодняшний день составляет около $22,2 млрд. Мини-маркеты занимают существенную долю рынка. Киев является лидером среди прироста розничных продаж, среднемесячный объем которых, согласно данным UTG, достигает $587,524 млн. По информации главного управления статистики столицы, оборот розницы в Киеве за 2013 год по сравнению с 2012 годом годом вырос на 10,3% и составил 114351,2 млн. грн.
Если говорить о товарах продовольственной группы, то 1-е и 2-е места по объему продаж занимают мясопродукты (17,3%) и алкогольные напитки (16,8%), 3-е – табачные изделия (11,0%), 4-е – молокопродукты (10,5%). Объем продаж продуктов питания (без учета алкогольных напитков и табачных изделий) вырос на 7,3%.
Таким образом, на сегодняшний день можно смело говорить о том, что рынок продовольственного ритейла в нашей стране растет и с каждым годом улучшает свои показатели. Поэтому создание новых торговых точек в густонаселенных районах столицы является экономически целесообразным.
В условиях существующего кризиса идеальным вариантом станет создание мини-маркета в спальном районе столицы. Шансы получить кредит на открытие данного бизнеса достаточно высокие. Показатель рентабельности составляет около 8-9%, а срок окупаемости – 2-3 года.
Ключевую роль в успехе магазина «у дома» играет правильно подобранный товар. Кроме продуктов и товаров первой необходимости (хлебобулочные изделия, мясо, молочные и гастрономические продукты, фрукты и овощи) важно предложить клиентам один товар, который будет уникальным, сможет привлекать внимание и отличать вас от конкурентов.
Приблизительная структура товарооборота магазина подобного формата представлена на диаграмме ниже:
Рисунок. Структура продаж магазина
Помимо составления ассортимента товара и поиска места для будущего магазина, потребуется также собрать необходимый перечень документов, обеспечивающих законность функционирования торговой точки. Для создания мини-маркета потребуется оформить, получить или заключить:
1. Свидетельство о регистрации ИП или ООО.
2. Договор купли-продажи.
3. Разрешение от санитарно-эпидемиологической службы.
4. Заключение о соответствии торгового объекта правилам пожарной безопасности.
5. Документы о проведении контрольных санитарно-эпидемиологических мероприятий.
6. Договор о вывозе пищевых отходов и мусора.
7. Личные медкнижки сотрудников.
8. Сертификаты, подтверждающие качество продаваемой продукции.
9. Лицензию на продажу алкогольной и табачной продукции.
10. Документацию контрольно-кассового аппарата и журнал кассира-операциониста.
11. Свидетельство контрольных и измерительных приборов.
12. Договор о внесении в торговый реестр.
Кроме того, в торговом зале потребуется разместить текст закона «О защите прав потребителей», законодательную, правовую и справочную информацию для покупателей и документы о продаже отдельных видов продукции (уголок покупателя в торговом зале), а также книгу отзывов и предложений.