Рынок грузовых перевозок является одним из ключевых показателей состояния экономики страны, поскольку логистика напрямую зависит от деятельности промышленных предприятий, а также экспортно-импортных операций. Другими словами, чем больше объемы производства, закупок и продаж, тем активнее развивается сфера крупных грузоперевозок. Именно поэтому в последнее время логистическая отрасль Украины переживает не самые благоприятные времена. Из-за продолжающегося экономического, финансового и политического кризиса, отечественные перевозчики вынуждены сокращать объемы переправляемых грузов и, как следствие, выручку. Кроме того, на развитие отрасли влияет еще ряд факторов. Каких именно, узнавали аналитики компании Pro-Consulting.
Ключевые факторы
В общем и целом, на состояние и развитие логистического рынка, как уже было отмечено выше, влияет совокупность как отрицательных, так и положительных факторов. Так, негативно на результативность и эффективность рынка логистических операций влияют:
1. Падение экспорта/импорта. Девальвация национальной валюты и падение покупательской способности ухудшили показатели экспорта/импорта.
2. Сокращение перевозок продукции украинских производителей. Объемы производства на украинских предприятиях за первые 6 месяцев текущего, 2016 года, выросли только на 2% в сравнении с аналогичным периодом 2015 года. Подобный незначительный рост связан с аннексией Крыма, войной на территории промышленного Донбасса и общим состоянием экономики.
3. Уход с украинского рынка мелких операторов. Крупные компании способствуют уходу с украинского рынка мелких операторов благодаря большой оборачиваемости, которая позволяет прибегать к демпингу. Кроме того, многие мелкие грузоперевозчики не смогли конкурировать с большими корпорациями, поэтому приняли решение о слиянии с другими игроками.
4. Увеличение цены на грузоперевозки. Цены выросли не только на товары, но и на услуги.
5. Падение доходов населения и промышленных предприятий. Особенно подобная тенденция затронула именно те компании, которые заинтересованы в логистических услугах. Из-за падения покупательской способности, они вынуждены терпеть значительное сокращение показателей прибыльности и увеличение издержек.
6. Теневой бизнес. Из-за увеличения цен на логистику, многие предприятия прибегают к услугам нелегальных перевозчиков.
7. Устаревшая инфраструктура. Разбитые дороги и сложные таможенные процедуры значительно усложняют работу логистических компаний.
8. Ограничение проезда через территорию России. Война на востоке страны стала причиной закрытия проезда через оккупированные территории и территорию России.
Все приведенные выше факторы стали причиной снижения объемов грузоперевозок, зафиксированного в начале прошлого года. Тем не менее, на сегодняшний день эксперты отмечают некоторую стабилизацию общей ситуации и увеличение темпов прироста данными можно ознакомиться на графике ниже:
Положительные изменения
Тем не менее, стоит отметить и наличие ряда положительных тенденции логистического рынка Украины, которые способствуют его постепенному возврату к докризисным показателям. Во-первых, начался ремонт дорожного полотна. Многие международные организации выделили финансирование под эти нужны. Во-вторых, на дорогах установили весы для контроля за весом фур и ввели достаточные штрафы за перевес. Подобные действия сокращают расходы на ремонт дорог, но, в то же время, и способствуют удорожанию перевозок.
Таким образом, можно констатировать, что на рынке наблюдаются, как положительные, так и отрицательные тенденции развития сферы грузоперевозок. На сегодняшний день отрасль находится в стагнации. Тем не менее, наличие положительных изменений позволяет говорить о возможном скором улучшении сложившейся ситуации.