Стоимость нефти зависит от влияния многих факторов, например, от марки. К примеру, в будущем году, если говорить о марке Brent, можно ожидать вилку колебаний 45-70 долларов за баррель. WTI, соответственно, может котироваться дешевле – 40-65 долларов за баррель. При этом ожидается постепенное удорожание нефти к концу 2016 года. На динамику котировок данного сырья в мире будет влиять множество факторов, как внутреннего, так и внешнего значения – начиная от политической и экономической ситуации стран-добытчиц нефти и заканчивая макроэкономическими факторам, ключевыми из которых являются следующие:
– соотношение спроса и предложения на рынке (в последнее время наблюдается превышение предложения над спросом, что «тянет» цены вниз);
– резолюции ОПЕК по квотам на выработку нефти;
– снижение потребления нефти со стороны экономически развитых стран (за счет использования более совершенных технологий);
– проблемы в экономике Китая (известно, что эта страна крупнейший потребитель нефти).
Источник: оценочно; Pro-Consulting
Нефть – сырье для производства бензина и дизельного топлива, поэтому при ее возможном удорожании будет увеличиваться и стоимость бензина. Однако здесь есть особенность, т.к., к примеру, украинские трейдеры закупают бензин по средней цене, а изменение цены бензина происходить не одномоментно с изменением цены нефти (может запаздывать в среднем на 20-30 дней).
Источник: по данным Минфина; Pro-Consulting
Динамика цен на А-95 в Украине во многом зависит от стабильности национальной валюты, так как в конечной стоимости заложена большая валютная составляющая (порядка 85% – здесь включена себестоимость закупки (50-55%), а также налоги и пошлины (до 33%)).
Для оценки стоимости бензина марки А-95 можем брать курс доллара 24,4 (согласно ожиданиям МВФ), в таком случае цена литра может стоить 22,8-23 гривны. Следует также отметить, что как показывает практика, удорожание топлива зачастую ведет за собой снижение его потребления (правда носит это кратковременный эффект). При этом следует отметить, что часть потребления просто может уходить в «тень». По разным оценкам доля «тени» находится в пределах 20-30%. Однако удешевление топлива маловероятно может привести к резкому росту его потребления.