В течение продолжительного времени энергетическая сфера нашей страны зависела от природного газа, нефти и топлива для российских электростанций. После аннексии Крыма и конфликта на востоке страны, были потеряны некоторые объекты энергетического комплекса и территории для разведывания энергетических ресурсов. В результате, в 2014-2016 году в энергетической сфере Украины возникли проблемы в виде дефицита угля, проблем его поставок на ТЭС, налоговой политики в сфере добычи газа, неудачной системы приватизации, повышения коммунальных тарифов. В то же время, Украине удалось диверсифицировать поставки газа, внедрить новое законодательство в сфере энергетики, а также разработать программы энергоэффективности и энергосбережения.
В 2014 году в Украине было зафиксировано падение добычи газа. Причинами данной тенденции, как уже отмечалось выше, стала аннексия Крыма и военный конфликт на Донбассе. Кроме того, в стране действовали высокие ставки налога на газ – 55% для газа, добытого на глубине меньше 5 км, и 28% для газа, добытого на глубине больше 5 км. В силу данных факторов ряд инвесторов либо приостановил, либо закрыл большую часть проектов в сфере добычи газа. В январе прошлого года налоговая политика была пересмотрена – ставки установлены на уровне 28% и 14% соответственно.
В Украине сегодня активно используются возобновляемые источники энергии. Чаще всего, при строительстве частных домов. Особой популярностью пользуется энергия солнца и земли, которая применяется для подогрева горячей воды, бассейнов, реже – для отопления всего дома. Стоит отметить, что в последнем случае требуется большое количество панелей. Как правило, коллекторы располагаются на крыше дома, в помещении же требуется выделить место для специального оборудования, которое выполняет функции распределения энергии в ночное время и в периоды отсутствия солнца. Обогревательные установки, которые перерабатывают энергию солнца, в основном работают на основе электричества, реже – на основе водных установок, соединенных с электрокотлом.
Также в качестве альтернативного источника энергии активно используется тепло земли. С технической точки зрения, в этом случае используется специальный тепловой насос, функционирование которого базируется на нескольких физических процессах, а именно выпаривании, сжимании, конденсации и расширении. Тепловой насос реализует обратный термодинамический цикл, отбирая низкопотенциальное тепло у земли, воздуха или воды. Передача тепла производится хладоагентом (фреоном) как в обычном холодильнике, но по обратному принципу. Иначе говоря, процесс работы насоса можно представить следующим образом: охлажденный теплоноситель нагревается на несколько градусов, проходя по трубопроводу, а затем отдает накопленное тепло внутреннему контуру, заполненному хладогентом, проходя теплообменник.
Поскольку Украина является членом Энергетического сообщества с 1 февраля 2011 года, наша страна обязуется имплементировать в свое законодательство требования Директивы Европейского Парламента и Совета ЕС 2010/31/ЕС «Об энергетической эффективности зданий».
По состоянию на сегодняшний день в Верховной Раде зарегистрированы два взаимосвязанных проекта законов «Об энергетической эффективности зданий» и «Об энергетической характеристике зданий». В указанных законах описываются основные принципы государственной политики в сфере энергетической эффективности, основные положения относительно сертификации энергетической эффективности зданий, механизмы привлечения финансирования внедрения энергоэффективных мероприятий и прочие условия.
Кроме того, согласно указанным выше законопроектам, в Украине с 1 января 2018 года будет введена процедура общей сертификации, которой подлежат: объекты строительства, здания и отдельные части зданий, которые продаются или передаются в аренду на срок меньше года; здания, в которых расположены органы государственной власти и которые часто посещаются гражданами, с отапливаемой площадью больше 250 м2, а также в случае получения государственной поддержки для осуществления энергоэффективных мероприятий (кроме случаев, когда такие мероприятия осуществляются физическими лицами, а не субъектами хозяйствования). Согласно данной процедуре, будут выдаваться энергетические сертификаты зданий, отображающие уровень потребления энергии и выбросы углекислого газа на единицу площади здания.
Указанные выше законопроекты были рассмотрены Верховной Радой Украины и отправлены на доработку.