Когда-то ярмарок ждали с большим нетерпением – ведь здесь можно было и отдохнуть, и развлечься, и всласть наесться и уйти с желанными покупками. Сегодня всё это предлагает нам торговый центр.
В торгово-развлекательные центры удобно ходить не только самому, но и с семьёй. Для того чтобы это было удобно, в таких центрах площади занимают различные кафе – где можно отдохнуть и подкрепиться после изнурительных походов по магазинам, а также площадки, оборудованы для детских игр, где часто работают аниматоры, что дает возможность оставить ребёнка под присмотром на время, пока взрослые отправятся по своим делам. Кинотеатры, аквапарки, зоопарки, которые обычно размещаются на последних этажах ТЦ, рассчитаны на то, что это место станет не только местом для покупок, но и местом для отдыха.
Конечно кризис не мог не коснуться сферы торговли и предоставления услуг. Именно поэтому бренды и марки, которые представляют свой продукт в ТЦ стали массово сокращать количество торговых площадей. И хотя по состоянию на окончание 2013 года количество вакантных площадей в ТРЦ стало равным 3%, уже в первом квартале 2014 года цифра возросла более чем в два раза и составила 6,5%. Спустя несколько кварталов, на конец 2014 года количество вакантных площадей составило ещё более разительный максимум, а именно – 9,5%. Начиная с 3-го квартала 2015 года тенденция начала двигаться в обратном направлении – 7,2%. Последняя статистика, за 1 квартал 2016-го года убеждает нас в том, что вакантные площади в ТРЦ все же заполняются (6,2% вакантных).
Динамика изменения количества вакантных площадей в ТРЦ Киева в 2013- 1 кв. 2016, %
На ситуацию, которая сложилась на данном рынке, повлиял ряд причин. Среди них, распространённая и знакомая для экономики в целом проблема – курс иностранных валют к украинской гривне, рост уровня безработицы в стране, несоответствие уровня зарплат инфляционным изменениям. Но также стоит учесть и другие факторы. К примеру, ТРЦ, которые расположены в центре Киева находились фактически недалеко от эпицентра недавних событий и в связи с этим стали менее привлекательными для посещения. Массовые жертвы изменили настроения киевлян и гостей столицы – это частично повлияло на посещения мест для покупок и развлечений в центре города.
Исходя из вышеприведённой статистики, можно сделать утешительные прогнозы для площадок в ТРЦ. Ситуация в стране понемногу стабилизируется, в Киеве появляется всё больше иностранных туристов и растёт количество проживающего населения – условия для ведения торговли и предоставления услуг восстанавливаются. Популярными становятся новые площадки, на которых представляют самые разные направления – филиалы салонов красоты, торговля одеждой, ювелирными украшениями, сети питания и т.д.