На мировых рынках производятся различные виды алкогольных напитков, содержание этилового спирта в которых варьирует в широком диапазоне значений. Среди ряда признаков, по которым эту продукцию можно классифицировать (крепость, сырье, из которого она производится, способ изготовления, география происхождения) первым, как правило, упоминают содержание алкоголя (в весовых частях или объемное), то есть крепость напитков.
По этому признаку среди спиртных напитков выделяют крепкие и слабоалкогольные. В мире слабоалкогольными напитками (далее – САН) преимущественно считаются те из них, где содержание спирта ограничено 20–22%. Однако этот показатель существенно меняется по отдельным странам, достигая 28%. Основное же отличие двух указанных групп заключается в том, что САН содержат спирт, полученный путем брожения (пиво, виноградное вино), а крепкие напитки – перегонкой (дистилляцией), количество которых зависит от требуемой степени крепости и уровня очистки получаемой продукции. В технологических процессах производства перегонка осуществляется в перегонных кубах.
Помимо указанных выше, к САН относят джин-тоники, различные коктейли, ликеры, бальзамы, настойки. Содержание алкоголя в этих напитках не подлежит четкому, единому для мировых рынков регулированию. На рынке Украины САН определяются как напитки с содержанием спирта в диапазоне 2,8–9,5 об. % (пиво, брага, медовые напитки). К этой группе также принадлежит часть энергетических напитков (а именно, те из них, в состав которых входит алкоголь). Отметим, что медики оценивают эту группу энергетиков как чрезвычайно опасные для организма (особенно для молодежи, являющейся целевой аудиторией этой продукции), поскольку их основные компоненты – кофеин и алкоголь – оказывают противоположно направленное воздействие на ЦНС и сосудистую систему.
Преимуществом рынка САН является значительно меньшая сезонность, которая проявляется в том, что в холодный период происходит перераспределение потребления этой продукции в рамках сегмента, а не путем выхода за его пределы. Слабоалкогольные напитки имеют свой довольно устойчивый сегмент регулярных покупателей, доля которых немного превышает 10% населения. При этом потребители (ядром которых являются молодые люди в возрасте 18–30 лет, а среди них преобладают женщины) предпочитают отечественную продукцию: более 90% САН, реализуемых в Украине, здесь же и производятся. Наибольшим спросом (порядка 92%) пользуются газированные слабоалкогольные напитки. Что касается алкогольной основы, то потребителю предлагается широкий спектр вкусов, предпочтения по которым изображены на рисунке.
Отечественный рынок САН достаточно молод, его зарождение приходится на середину 1990-х гг., при этом до кризисного 2008 г. рынок демонстрировал высокие темпы роста. Далее, как и на большинстве рынков продукции не первой необходимости, произошло существенное падение показателей и про постепенную стабилизацию можно говорить относительно периода нескольких последних лет.
Ведущим производителем слабоалкогольных напитков в Украине является Группа Компаний «Новые Продукты». Доля ее продукции на отечественном рынке превысила 56% (на начало 2014 г.). Такие показатели обусловлены высокой технологичностью и инновационностью реализованных процессов производства, активными наработками оператора в области рекламы и брендирования продукции, а также четким соответствием основному критерию деятельности – высокому качеству изготовленной продукции. Обобщенная схема технологического процесса представлена на рисунке.
Прогнозировать устойчивый рост рынка САН сложно, этому препятствует ряд обстоятельств. Тяжелая социально-экономическая ситуация в Украине, осложненная серьезными политическими проблемами, является общим фоном сокращения потребительского рынка в целом. Также существуют специфические факторы, детерминирующие именно рынок САН. И первая среди них – жесткое государственное регулирование указанного рынка путем роста акцизных платежей и внесения ограничений на, например, объем и материал упаковки (так, запрещен выпуск САН в ПЭТ-таре и в таре емкостью более 0,75 л). Такое регулирование обусловлено декларируемой политикой как вытеснения вредных для здоровья напитков, содержащих большое количество искусственных добавок (красителей, загустителей, антиокислителей, консервантов, стабилизаторов и прочей химии), так и борьбы с детским и юношеским алкоголизмом. В то же время специалисты-практики настаивают, что перманентный рост алкогольных акцизов (без предварительного уведомления, иногда несколько раз за год) имеет в основе лишь желание властей прикрыть провалы в бюджете. В связи с этом ключевые производители САН (помимо вышеуказанной ГК «Новые Продукты», это компании «Оболонь», «Кока-Кола Украина» и пр.) настаивают, что такой подход лишь обусловит переориентацию потребителей на более крепкие напитки, причем преимущественно произведенные нелегально. По оценкам экспертов, доля теневого рынка водки в Украине почти достигла 50% и удорожание САН может стать толчком к дальнейшему росту этого показателя. Помимо указанного прямого вреда для потребителей рост акцизов приведет к ухудшению положения производителей, а именно: сокращению числа рабочих мест, уменьшению объемов работ по созданию качественной рецептуры продукции, снижению прибыли предприятий, которая может быть направлена на модернизацию сектора в целом.
В качестве выхода предлагается организация широкого общественного диалога с привлечением представителей как операторов рынка и властных органов, так и медицинской, педагогической и научной общественности. Это позволит осветить ситуацию на рынке всеми заинтересованными сторонами, сформировать законодательные ограничения потребления слабоалкогольных напитков и оговорить рыночные условия для эффективного развития отрасли и выпуска продукции высокого уровня качества.