Начиная с 2009 года, рынок безалкогольных напитков (БАН) Украины характеризуется отрицательной динамикой, что стало следствием не только кризисных явлений в экономике и уменьшения платежеспособности населения, но и полной насыщенности рынка.
Как отмечают аналитики компании Pro-Consulting, положительный результат отрасль производства БАН продемонстрировала лишь в 2012 году по причине проведения футбольного чемпионата Евро-2012 и увеличения объемов потребления напитков со стороны украинских и иностранных фанатов. Темп прироста емкости рынка в 2012 году составил 0,5%.
Рынок безалкогольных напитков обладает ярко выраженной тенденцией сезонности спроса – с повышением температуры в летний период растет и потребление продукта. Пик производства БАН приходится на период с апреля по июль, когда производители выпускают более 50% общего годового объема продукции.
Одной из тенденций развития рынка БАН не только в Украине, но и на мировом рынке, является сокращения сегмента сладкой воды за счет роста потребления функциональных напитков, чему способствуют тенденции здорового питания. Производители реагируют на данные изменения и добавляют в ассортиментную линейку функциональные напитки с содержанием сока.
Многие потребители в теплый период года переключаются на утоляющие жажду квас, квасные напитки и холодный чай, доля которых постепенно увеличивается в производственной структуре.
По итогам 10 мес. 2013 года украинскими предприятиями было экспортировано более 10% произведенных в стране безалкогольных напитков. Основными внешними рынкам сбыта, на которые пришлось практически 80% поставок в натуральном и денежном выражении, выступили Россия, Молдова, Беларусь, Казахстан, Киргизстан и Грузия. Лидером поставок на украинский рынок выступает Россия с долей в 41,3% в натуральном и 35,4% в денежном выражении. Крупными поставщиками безалкогольных напитков в Украину являются также Грузия и Беларусь, суммарная доля которых составляет 13,9% в натуральном выражении.
Необходимо заметить, что рынок безалкогольных напитков в Украине является достаточно насыщенным. А развитие направления в будущем возможно за счет наращивания производства различных сегментов, в частности, функциональных витаминизированных сокосодержащих напитков.