1782

"Сдул пену". Cитуация на рынке пива Украины. Комментарии Александра Соколова - начальника аналитического департамента компании "Pro-Consulting". Издательство "Контракты"

K 2009-2010 гг. SABMiller сможет нарастить «сарматовскую» долю на пару процентных пунктов — до 9-10% рынка, но войти в тройку лидеров украинского рынка пива британцам уже не удастся. Тем не менее, даже эти 10% рынка ежегодно будут приносить британцам $160-200 млн выручки.

Вторая пивоваренная компания мира — SABMiller — объявила о приобретении 99,84% акций ЗАО «Сармат». Четвертый по величине отечественный производитель пива входит в группу «СКМ» Рината Ахметова — на долю Сармата приходится около 8% украинского пивного рынка (в натуральном выражении). Сколько получит Ринат Ахметов за пивной бизнес, пока не известно. Эксперты оценивают активы Сармата примерно в $130 млн. Сделка еще не закрыта — стороны ждут одобрения Антимонопольного комитета. У АМК нет формальных причин запретить Ринату Ахметову продать ЗАО «Сармат», а SABMiller — купить. У последней нет производственных мощностей в Украине — соответственно, поглощение британцами украинской компании не может привести к монополизации пивного рынка.

«СКМ несколько лет подыскивала покупателя для своего непрофильного актива, приняв решение сконцентрироваться на более перспективных бизнес-направлениях, — говорит начальник аналитического отдела компании Pro-Consulting Александр Соколов.— Среди потенциальных покупателей, кроме SABMiller, были Heineken, Baltic Beverages Holding». По словам Соколова, продажа выгодна СКМ. Сармат уже окупил инвестиции в пивные активы: покупка заводов, их модернизация. «Но чтобы заработать на продаже пива $130 млн, СКМ пришлось бы на протяжении 7-10 лет тратить большие деньги на продвижение своих ТМ, — уверен Александр Соколов. — Выгоднее продать актив сегодня и вложить средства в другие проекты». Сармат в последние годы не радовал своих владельцев. С 2005-го рыночная доля компании уменьшилась примерно на 5 п. п. 2007 год ЗАО «Сармат» закончило с убытком в $32 млн. Одна из главных причин снижения доли компании в общих продажах пива — сокращение расходов на продвижение. В 2006-м руководство ЗАО уменьшило объемы рекламы примерно с 14% до 10% суммарного рекламного бюджета украинских пивоваров. Но это уже следствие провала стратегического плана Сармата — недружественное поглощение одного из лидеров рынка киевской «Оболони».

Эксперты считают, что к 2009-2010 гг. SABMiller сможет нарастить «сарматовскую» долю на пару процентных пунктов — до 9-10% рынка, но войти в тройку лидеров украинского рынка пива британцам уже не удастся. В соседней России SABMiller работает с 1998 года. Ее доля на российском рынке, по данным Бизнес Аналитики, в 2007 году увеличилась до 9,8%. Достигнуть таких же показателей на высококонкурентном украинском рынке будет нелегко. Главный конкурент SABMiller в мире — САН ИнБев — работает в Украине с 1996 года и контролирует более 38% отечественного рынка пива. Baltic Beverages Holding за более чем 10 лет отвоевала около 20% рынка. Однако, выйдя на украинский рынок на 12 лет позже основных конкурентов, SABMiller не останется в проигрыше. Продажи пива в Украине будут увеличиваться на 10-15% в год еще несколько лет. Ежегодный объем рынка в ценах производителей превысит $2 млрд уже в этом году. Даже 8-10% рынка, на которые может рассчитывать SABMiller в 2009-2010 гг., ежегодно будут приносить британцам $160-200 млн выручки. Возможность экономии на масштабах, от закупки сырья до оптимизации бизнес-процессов, позволит украинскому  подразделению SABMiller выйти в операционный ноль уже в следующем году. А учитывая нынешний оборот внутреннего рынка и объемы продаж Сармата, можно предположить, что украинский актив окупится за 5-7 лет.

«Благодаря активному развитию экономики страны украинский рынок пива за последние несколько лет развивался высокими темпами, но все еще уступает другим странам Центральной и Восточной Европы по уровню потребления пива на душу населения», — прокомментировал Контрактам сделку Алан Кларк, управляющий директор SABMiller по Европе. По его словам, SABMiller планирует представить международные и региональные премиум-бренды в Украине в дополнение к «сарматовским». Однако топ-менеджер не уточнил, какие именно сорта пива будут представлены в Украине и какими будут бюджеты на их продвижение.

«Значительных изменений в деятельности Сармата в 2008-м ожидать не стоит. В этом году новые владельцы будут изучать рынок, произойдет смена топ-менеджмента. Скорее всего, будут подготовлены линии для производства одного или нескольких лицензионных брендов. А вот в 2009 году изменения будут значительными. Наиболее вероятно, что на украинский рынок будут выведены бренды SABMiller, а годовой рекламный бюджет компании увеличится до $15-25 млн», — комментирует Александр Соколов.

Вероятнее всего, первым в Украине начнут разливать американский Miller Genuine Draft и Pilsner Urquell. Затем начнут варить немецкий Holsten (в России производится с 2000 года) и чешский Velkopopovicky Kozel (в РФ разливается с 2002 года).

И эксперты, и конкуренты считают, что увеличение маркетинговой активности четвертого по величине украинского игрока подстегнет рынок и поможет сохранить темпы роста продаж пивоваров на уровне 10-15% годовых до 2010 года. К этому времени оборот рынка превысит $3 млрд в розничных ценах.

Дата размещения: 11.09.2008
смотреть следующую новость

Другие новости

Связаться с нами