Несмотря на то, что рынок мебели в Украине достаточно молодой, он уже прошел несколько этапов своего становления. До 1987 года развивался только сегмент бытовой мебельной продукции, мебель для организаций и предприятий заказывалась согласно плану. В целом, ассортимент мебели насчитывал 30 единиц продукции, которая выпускалась отечественными производителями (до 80%). Качество подобной мебели было не высоким, но цена оставалась доступной. Приобретение качественных товаров становилось проблемой для потребителей, экспорт и импорт регулировался исключительно государством, что значительно усложняло покупку зарубежной мебели.
В период с 1987 по 1991 года государственное регулирование стало более мягким, а возможность посещения зарубежных стран позволила производителям проанализировать европейский ассортимент, его качество и ценовую политику.
Читать про рынок торговой мебели для непищевых продуктов Украины
В кризисные 1992-1996 года производство украинской мебели упало, но на рынке стали появляться частные и зарубежные компании, которые формировали новые тенденции и образовывали основную долю мебельного производства. Другими словами, началось постепенное становление новых операторов мебельного рынка, которые функционировали как на базе старых заводов, так и создавали новые мощности.
До 2008-2009 годов ситуация в отечественной мебельной отрасли была стабильно прогрессирующей. В послекризисный период 2009-2010 годов рост продолжился.
Мебель – продукт длительного использования, потому ее выпуск характеризуется рядом особенностей, а именно:
• сложным циклом производства, влияние на которое оказывают технологии;
• длительным периодом вывода на рынок новых моделей;
• высокими требованиями к качеству;
• гарантийным и послегарантийным обслуживанием;
• конкуренцией рынков новых и б/у товаров;
• продолжительным периодом выбора и совершения покупки;
• моральным износом товаров длительного производства.
Одним из ключевых факторов влияния на рынок мебели являются доходы населения в том или ином регионе, а также количество средств, которое покупатель готов тратить на мебель. Мебель украинского производства отличается от других товаров на рынке, поскольку она гораздо дешевле импортной, что объясняется меньшими затратами на производство и доставку, а также налогообложением. Покупатели из регионов с более высоким уровнем дохода выбирают продукцию известных брендов, несмотря на их стоимость.
Читать про услугу «анализ конкурентов»
Кроме того, на спрос на рынке мебели в значительной степени оказывают влияние модные тенденции и мировые тренды. В условиях глобализации украинским производителям нужно отслеживать все модные течения, которые появляются на рынке.
В общем и целом, к основным факторам, влияющим на развитие отечественного мебельного рынка, необходимо отнести:
• структуру расходов потребителей (больше половины всех расходов занимают продовольственные товары, что существенно ограничивает развитие непродовольственного сегмента);
• нестабильность спроса на мебель;
• поиск рынков сбыта (барьеры входа на европейские рынки);
• динамику цен на ресурсы;
• показатель стабильности в стране;
• развитие продаж в Интернет-магазинах;
• особенности государственного регулирования (квоты, регулирование экспорта);
• соотношение цены и качества ассортимента;
• наличие финансовых и кредитных ресурсов, а также отсутствие инвестиций.
К основным проблемам современного отечественного мебельного рынка необходимо отнести, прежде всего, сложную экономическую и геополитическую ситуацию в стране, необходимость поиска новых рынков сбыта после прекращения торговли с РФ (доля экспорта в эту страну составляла 40%), рост цен на сырьевые и энергоресурсы, а также снижение покупательской способности. Кроме того, отечественные производители нуждаются в хорошей рекламе и организации качественных сервисов доставки.
Более популярной на сегодняшний день является продукция импортных производителей, но отечественный рынок мебели, вместе с тем, ориентируется на продукцию украинских компаний. Так, в 2015 году их доля за 3 года была минимальной за счет более резкого падения показателя импорта, чем показателя производства. В 2016 году тенденция была прямо противоположной: рост импорта происходил при снижении производства.
В среднем, структура мебельного рынка по товарным сегментам достаточно равномерна. Исключение составляет плетеная мебель – из-за особенностей ее размещения в интерьере и высоких цен данный вид продукции не пользуется большим спросом в Украине.