Соки – один из самых популярных продуктов на рынке нашей страны. Они одинаково пользуются спросом в разных потребительских сегментах, независимо от возраста и уровня доходов. Востребованность соков объясняется хорошими урожаями фруктов, а также большим количеством заводом-производителей (как новых, так и работающих со времен СССР).
В целом, представленные сегодня на рынке соки можно сегментировать по нескольким ключевым признакам, а именно:
• по составу (различают свежеотжатые соки или «фреши», соки прямого отжима, концентрированные и восстановленные соки, диффузионные соки);
• по плодам, из которых изготовлен напиток (яблочные, апельсиновые, вишневые и другие);
• по упаковке (соки в стекле, пластике или асептической упаковке).
Целью производства большинства соков в Украине является их дальнейшая переработка в концентраты, пюре или другие пищевые продукты, которые затем отправляются на экспорт. Это достаточно выгодно для иностранных компаний, поскольку себестоимость первичной переработки фруктов и соков в Украине невысока. В то же время, технологические процессы, используемые для переработки фруктов, пока не развились до уровня, достаточного для экспорта непосредственно сока или концентрата.
Одним из факторов, влияющих на объемы поставок соков, является упаковка, в которой продаются напитки. Перевозка соков в стекле увеличивает общий вес поставки и, таким образом, снижает прибыльность продавца. Пластиковая тара, в свою очередь, пользуется гораздо меньшим спросом, поскольку считается вредной. Кроме того, она пропускает свет, из-за чего меняется цвет как самого сока, так и упаковки.
Наиболее эффективной упаковкой для соков на сегодняшний день считает асептическая упаковка, самым известным производителем которой является концерны Tetra Pak и ELOpak. Такая тара, во-первых, значительно дешевле стекла и внешнее выглядит привлекательнее пластика. Во-вторых, она обеспечивает максимальную защиту напитков от света, температуры и других физически воздействий. Сегодня порядка 80% сока, представленного на рынке, разлито именно в данный вид упаковки, известной под брендом Тетра-пак.
В целом, последние три года стали достаточно проблемными для производителей соков. Причинами сокращения поставок и замедления развития рынка стали:
• потеря крупных и платежеспособных потребительских сегментом после аннексии Крыма и начала войны на Донбассе;
• рост цен в силу увеличения производственных расходов и девальвации гривны, которая, в свою очередь, привела к росту стоимости импортных концентратов;
• усиление конкуренции со стороны товаров-субститутов – безалкогольных напитков и воды, которые более выгодны для потребителей по ценовым характеристикам.
Помимо указанных выше факторов, на результативность рынка соков Украины влияют и погодные условия. Когда температура воздуха в сезон достаточно высокая, потребители активнее раскупают напитки. Так, в летние периоды 2010-2012 годов продажи соков быстро увеличивались. В то же время, менее жаркое лето последних лет не способствовало улучшению показателей. В 2015 и в 2016 годах на рынке наблюдался спад. В частности, в 2016 году было зафиксировано незначительное падение показателей сегмента за счет снижения экспорта, вызванного отказом от поставок отечественной продукции в РФ.
В то же время, стоит отметить, что экспорт украинских соков за границу продолжает развиваться. Особенно это касается соков в асептической упаковке. Так, доля соков в тетра-паках в прошлом году составила около 13% от общего количества экспорта. Постепенному увеличению данного показателя на 2-3% в год способствует привлекательный дизайн упаковок, выгодная цена продукции и удобное географическое расположение заводов-производителей с логистической точки зрения.
В сегменте импорта иностранных соков в тетра-паках в Украину сегодня наблюдается значительное сокращение поставок. В 2014 году наша страна активно потребляла соки зарубежных производителей, но из-за экономического кризиса и роста цен на импортную продукцию, уровень закупок сократился. В целом, за 2 года поставки соков в асептической упаковке в Украину сократились более чем на 93%. Данная динамика представлена на рисунке ниже:
Еще одной немаловажной причиной сокращения объемов импорта стал отказ от продукции российского производства. Образовавшуюся нишу заняли отечественные компании.