Основой маркетинговой стратегии продукта является изучение и анализ конкурентной среды. Подтверждение этого – случаи падения многих торговых империй. Если компания не сможет вовремя изучить и предугадать действия своих конкурентов, то, скорее всего, она обречена на провал. В этом материале вы найдете советы и рекомендации, которые помогут держать руку на пульсе.
Что можно сделать?
Очевидно, что любые данные о конкурентах будут полезны. Они могут помочь в составлении реального плана борьбы на рынке. Какая же информация необходима для объективного анализа конкурентов и составления маркетинговой стратегии продукта? Предлагаем рассмотреть этот вопрос более детально.
1. Определение конкурентов. В СМИ, на различных информационных порталах и в пресс-релизах можно почерпнуть открытую информацию о деятельности компаний-конкурентов, работающих на одном рынке с вами, изучить данные об их достижениях и планах. Кроме того, некоторые эксперты советуют даже применять хитрость. К примеру, можно написать письмо, позвонить конкурентам и узнать актуальные цены на товар или услугу.
2. Отслеживание цен конкурентов. Для этого используются открытые источники или опросы. Можно разработать анкету с ключевыми вопросами и попросить ответить на них как собственных клиентов, так и остальных участников рынка.
3. Анализ поставщиков. Информация о поставщиках обычно является открытой и не скрывается.
4. Анализ дистрибуции. Источниками могут служить сайты компании, рекламные и презентационные материалы, маркетинговые отчеты, договорная документация.
5. Анализ ресурсов. Источниками могут служить данные о капитале и оборотных средствах. Ряд компаний предоставляют такую отчетность на своих сайтах.
6. Анализ структуры и менеджмента компании. Подобную информацию можно свободно найти в интернете. В зависимости от формы собственности, она может присутствовать на официальном сайте предприятия.
Для чего нужна вся эта информация?
Изучение конкурентов имеет несколько главных функций. С помощью правильно собранной, структурированной и проанализированной информации, вы сможете определить:
· как потребители воспринимают конкурентов. Это важно для формирования стратегии развития компании и обнаружения «слабых» мест, нейтрализуя которые вы сможете завоевать внимание и благосклонность клиентов.
· репутацию компаний-конкурентов. Имидж компании очень важен, поскольку потребители обращают внимание только на надежные предприятия.
· сильные и слабые стороны конкурента (SWOT-анализ). Проведение подобного анализа помогает выявить важные аспекты деятельности конкурентов. Этот анализ был впервые предложен американской консалтинговой компанией Boston Consulting Group и заключается во всестороннем анализе факторов и угроз развития компании
· перечень возможных конкурирующих компаний. Подобный анализ поможет выявить скрытых соперников, деятельность которых вы упускаете из вида.
· стратегии соперников. Это позволит улучшить маркетинговую стратегию собственной компании. Зная планы конкурентов, можно сформировать систему защиты собственного предприятия.
· место конкурентов на рынке. Компании-конкуренты влияют не только на развитие отрасли, в которой они функционируют, но и на финансово-экономические показатели друг друга. Менеджмент компании обязан учитывать влияние возможных рисков и факторов, а также отслеживать колебания и предпочтения рынка
· Товары-субституты. Исследовать необходимо не только компании из одной отрасли, но конкурентов, которые могут так или иначе влиять на ситуацию на целевом рынке, производя взаимозаменяемые товары.
Другими словами, можно сказать, что аналитика и анализ результатов деятельности конкурентов – плацдарм для модернизаций внутри любой компании. Предприятие не может успешно функционировать в вакууме и просто обязано реагировать на изменения на рынке.