1765
Бюджетирование для МСБ – эффективный инструмент управления и планирования деятельности Вашего предприятия
Бюджетирование: пользователи, цели, задачи
Бюджетирование – всестороннее планирование финансовой деятельности организации и ее структурных подразделений на основе подготовки и исполнения бюджетов.
Система бюджетирования – это совокупность методов составления, корректировки, контроля исполнения и оценки бюджетов предприятия.
Задачи бюджетирования, которые будут решены в рамках его внедрения на Вашем предприятии:
- Управление и контроль эффективности деятельности предприятия;
- Планирование доходов и расходов по различным направлениям деятельности, бизнес-процессам, подразделениям;
- Планирование изменения дебиторской и кредиторской задолженности и собственных средств;
- Планирование использования материальных и трудовых ресурсов;
- Подготовка прогнозной финансовой отчетности;
- Анализ возможных изменений финансового состояния компании в результате реализации бюджета;
- Разработка концепции бюджетирования, в рамках которой будет указана единая информационная база для принятия управленческих решений, общая схема бюджетного процесса;
- Определение основных характеристик модели бюджетирования, бюджетных форм;
- Выделение факторов (бюджетных статей), влияющих на результат деятельности предприятия, и управление результатом на основе составления и исполнения бюджетов;
- Регламентирование бюджетного процесса.
Компания Pro-Consulting предлагает услуги по внедрению системы бюджетирования на Вашем предприятии.
Компании МСБ, как и большие предприятия, нуждаются в бюджетировании достаточно простом для того, чтобы не обращаться к мощным специализированным продуктам, но достаточно сложном для того, чтобы воспользоваться простой табличкой.
Центр финансовой ответственности (ЦФО) - это элемент финансовой структуры компании, который выполняет хозяйственные операции в соответствии со своим бюджетом и обладает для этого необходимыми ресурсами и полномочиями.
NB! Финансовая и организационная структуры тесно связаны, но могут не совпадать. Каждый бюджетный период начинается с актуализации финансовой структуры, с целью корректного распределения полномочий и ответственности. Часто изменение финансовой структуры приводит к изменениям в организационной структуре.
Разработка финансовой структуры – центры финансовой ответственности
Центры доходов (Revenue center)
- Структурное подразделение, отвечающее за доход, которое оно приносит организации своей деятельностью.
- Пример: отдел сбыта. Центры доходов могут выделяться также по критерию видов продукции.
- Инструменты бюджетного управления: Бюджет продаж и Смета сбытовых расходов
Центры затрат (Сost center)
- Структурное подразделение, отвечающее только за понесенные затраты.
- Пример: большинство подразделений предприятия (отделы, цеха, участка, производства и др..)
- Инструмент бюджетного управления: Бюджет расходов и анализ отклонений по расходам.
Центры прибыли (Profit center)
- Структурное подразделение, отвечающее за величину заработанной прибыли в рамках своей деятельности.
- Пример: подразделения, ответственные за финансовый результат по какому-либо виду деятельности, руководство компании, нижестоящие по иерархии центры дохода и центры затрат.
- Инструмент бюджетного управления: Бюджет доходов и расходов
Центры инвестиций (Investment center)
- Структурное подразделение, имеющее право распоряжаться внеоборотными активами организации (осуществлять инвестиции) и отвечающее за величину ROI (рентабельность инвестиций).
- Пример: подразделение занимающееся планированием и контролем инвестиционной деятельности (например, инвестиционное управление) - окончательные решения инвестиционного характера принимает руководство компании и несет за них всю полноту ответственности.
- Инструмент бюджетного управления: Бюджет инвестиций, а также Прогнозный баланс (или Бюджет по балансовому листу).
Консолидация бюджета необходима при осуществления бюджетирования по принципу «сверху вниз». Консолидированные бюджеты должны отвечать на основные вопросы собственника предприятия, быть для него понятными и как можно более информативными, при этом не перегружены ненужной информацией.
Методика бюджетирование содержит следующие разделы:
- Блок-схема формирования сводных бюджетов (последовательность составления бюджетов и связи между ними);
- Методика формирования значения по каждой статье бюджета (максимально полное описание);
- Основные гипотезы и предположения, используемые при подготовке каждого бюджета;
- Методика формирования фактической информации;
- Методика проведения анализа исполнения бюджетов.
NB! Наиболее рациональным является совмещение двух этих методик для достижения высоких показателей эффективности бюджетирования
Выводы:
- Увеличивается важность планирования как функции управления предприятием, что выводит бюджет в число основных инструментов управления.
- Бюджетные структуры предприятий могут значительно отличаться друг от друга, что связано со структурой, отраслевым направлением и спецификой деятельности и многими другими факторами. Процесс формирования бюджетов индивидуален для каждого предприятия.
- Бюджетирование представляет собой процесс финансового управления, который основан на разработке, исполнение, контроле и анализе основных финансово-экономических показателей на предстоящий период вцелом или по отдельным периодам.
- Главной задачей бюджетирования является повышение эффективности работы предприятия за счет целевой ориентации и координации всех событий, происходящих на предприятии, а именно изменение хозяйственных средств предприятия и их источников, выявлении рисков и снижения их уровня, а также повышения гибкости в функционирование экономического субъекта.
- В процессе бюджетирования руководители структурных подразделений получают не только большую самостоятельность, участвуя в составлении сводного бюджета, но и большую ответственность за эффективное использование средств и достижение поставленных целей. Бюджетирование предлагает управление предприятием на основании выделения центров финансовой ответственности;
- Бюджетирование способствует реализации системного подхода к управлению предприятием в целом. В бюджетном процессе совокупность бюджетов отдельных центров ответственности в обязательном порядке формирует сводный бюджет предприятия.