Этим летом продажи мороженого в Украине оказались на 25-30% ниже, чем в прошлом году, сообщили «Вестям» производители.
«По Киевской области, например, физические продажи товара сократились примерно на 25%», — отметил в разговоре с «Вестями» дистрибутор компании «Ласка» в столичном регионе Юрий Сизоненко.
Правда, эта цифра сопоставима с общим падением розничного товарооборота, который, по данным Госстата, в мае уменьшился в сопоставимых ценах на 25,8% по сравнению с тем же периодом 2014 г. Поэтому главная причина снижения спроса — общее сокращение потребительского спроса в стране.
«Главной проблемой для производителей мороженого является низкая платежеспособность большей части населения. То есть малообеспеченные покупатели вынуждены покупать низкокачественное мороженое или вообще отказываться от потребления данного продукта», — отмечают в брендинговом агентстве Koloro.
Действительно, согласно данным аналитиков, среди потребительских предпочтений сейчас лидирует мороженое в вафельном стаканчике, спрос на которое даже вырос. В основном — из-за его цены (около 3 грн за упаковку).
«Спрос на дешевый продукт (в вафельном стаканчике) вырос примерно на 30%. Это молочное мороженое жирностью всего около 3%», — рассказал «Вестям» национальный менеджер компании «Элит» (ТМ «Ажур») Александр Шатский.
В то же время в рознице пачка пломбира, который производители позиционируют как натуральный и экологически чистый стоит около 12-14 грн. Как пояснила «Вестям» руководитель отдела маркетинга ООО «Ласунка» Ирина Козакова, экономические катаклизмы последних шести месяцев вынудили производителей, у которых есть импортная составляющая в компонентах и упаковке, повысить стоимость своей продукции на 10-15%.
Кроме того, жара в этом году подзадержалась. «В прошлом году тепло было уже с апреля, а в этом году даже май был относительно холодный», — говорит Юрий Сизоненко.
Поэтому производители осторожно оценивают перспективы нынешнего сезона продаж.
«Мы больше ориентируемся на «бюджетников», то есть потребителей со скромными доходами. Бизнес как покупал мороженое, так и будет его покупать. Зато если бюджетникам зарплаты и пенсии задержат, они откажутся от десерта», — считает Юрий Сизоненко.
Очевидно, более привлекательной категорией покупателей выглядят потребители со средним достатком. Но их слишком мало, чтобы удовлетворить аппетиты всех производителей. Но поскольку около 60% всего объема мороженого производят всего пять украинских компаний: Житомирский маслозавод (ТМ «Рудь»), «Ласунка», «Ласка», Элит (ТМ «Ажур»), Львовский хладокомбинат (ТМ «Лімо»), это улучшает конкурентную среду.
По словам аналитика аналитического департамента компании Pro-Consulting Валерии Федорчук, операторы продолжили расширять ассортимент или обновлять привычный дизайн. «Наиболее активную маркетинговую политику ведут производители таких торговых марок как «Рудь» и «Лимо», — уточнила она.
Правда, от ценовых методов конкуренции производители категорически отказываются, поэтому снижать цены на качественное мороженое не будут. Но обещают сделать его еще более качественным при той же цене и разнообразить ассортимент. Например, ТМ «Ласунка» в сезон 2015 г. подготовила ряд новинок: это вафельные рожки в пергаментной упаковке «Пломбир» и «Шоколадный пломбир», а также сложнейшая по технологии производства пломбирная серия «Три бажання», где пломбир включает тройной слой молока и шоколада.
Такие маркетинговые решения могут оказаться эффективными, потому что, согласно данным брендингового агентство Koloro, наибольшей популярностью в Украине пользуется мелкофасованное мороженое: в стаканчиках, рожках, брикетах и на палочке. На втором месте — упаковки весом от 05 кг до 2 кг (чаще всего, в виде «гильзы»).
При этом они отдают однозначное предпочтение пломбиру и сливочному мороженому, как в натуральном виде, так и с различными вкусовыми добавками (шоколадное, фруктовое, карамельное). А при выборе ориентируются на цену и вкус мороженого, а не вес или название производителя.
Кстати, подорожать в этом сезоне мороженое уже не должно. Во-первых, производители опасаются дальнейшего падения спроса. А во-вторых, договора с импортерами упаковки и сырья, как правило, подписываются на весь сезон, а значит и затраты по этим статьям не изменятся.
«Стоимость продукта в период сезона активных продаж (с мая по сентябрь) практически не повышается. Разница может составлять около 2-3%», – пояснила «Вестям» Валерия Федорчук. Она предполагает, что завершение сезона-2015 будет лучше, чем год назад, так как операторы более активно развивают сбыт своей продукции на территории Украины.