806

На скільки ще років затягнеться будівництво Бескидського туннелю - Олександр Соколов, директор аналітичного департаменту Pro-Consulting. Дело

Александр Соколов

В Мининфраструктуры утверждают — в этом году будет осуществлено 40% проходки по новому Бескидскому тоннелю. Завершить этот железнодорожный проект, который обсуждается с 2004-го и оценивается почти в $275 млн, обещают через два года. Кому на пользу?

На текущей неделе глава министерства инфраструктуры Владимир Козак заявил на брифинге — на протяжении 2014 года будет построено до 700 метров нового Бескидского тоннеля (сооружается на замену одноименному устаревшему объекту). С учетом общей запроектированной длины сооружения — 1764 м — это составит около 40% его протяженности. По словам и.о. министра, подготовительные работы уже прошли, началось непосредственно бурение; в целом сооружение объекта предусмотрено завершить в 2016 году. Кто заработает на этом проекте и какую выгоду от его реализации получит экономика страны?

Деньги и мотив

Строительство тоннеля, который должен пройти на глубине 182 метра от поверхности Бескидского хребта (780-805 м над уровнем моря), обсуждается с 2004 года. Тогда между "Укрзализныцей" (УЗ) и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) был подписан договор о предоставлении в кредит $40 млн. Это заимствование было выделено под госгарантии и ставку LIBOR+1%, вспоминает старший советник украинского представительства ЕБРР Антон Усов.

Также он конкретизирует, что договор был ратифицирован Украиной только в 2007 году.

В начале 2011-го к проекту присоединился Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Но только в конце декабря 2013-го Кабинет министров одобрил привлечение от этого банка 55 млн евро на строительство Бескидского тоннеля. По мнению директора аналитического департамента Pro-Consalting Александра Соколова, задержка с началом реализации проекта может объясняться недостатком ресурсов и очень тщательным выбором подрядчика, который бы реализовал столь масштабный проект качественно и в срок.

На данный момент общая смета по данной стройке утверждена в сумме 2,194 млрд грн, или $274,5 млн по официальному курсу НБУ на 6 февраля. Работы финансируются за кредитные деньги от ЕБРР и ЕИБ ($120 млн) и собственные средства Львовской железной дороги (1,2 млрд грн), детализировали в пресс-службе Госадминистрации железнодорожного транспорта Украины. При этом, здесь отметили, что финансирование работ по строительству этого тоннеля в госбюджете страны не предусмотрено.

Генподрядчиком по проектированию и строительству Бескидского тоннеля в 2011 году на тендере был отобран "Интербудмонтаж" (контроль над компанией СМИ связывают с Владимиром Петруком, который работал заместителем главы НАК "Нафтогаз Украины" в 2005-2006 годах). Эта компания оценила свои услуги и работы по данному проекту в 102,7 млн евро. Также в строительстве задействованы подразделения Львовской железной дороги.

Ныне эксплуатируемый тоннель под Бескидским хребтом был построен еще в 1889 году во времена Австро-Венгерской империи.

Александр Кава, координатор реформирования транспортной отрасли центра по экономическим реформам при главе государства, рассказывает, что тоннель несколько десятилетий уже находится в аварийном состоянии. И каждый раз, когда температура опускается ниже 0 градусов, из тоннеля ежедневно вывозят порядка 30 тонн льда, который намерзает на сводах и несет угрозу для проходящих поездов.

(Несколько лет назад Кава интенсифицировал продвижение проекта по созданию нового тоннеля).

Простое закрытие действующего однопутного тоннеля на ремонт — не решение, так как приводит к прекращению железнодорожного сообщения по линии Львов — Стрый — Мукачево — Чоп. В пресс-службе УЗ приводят такой расчет: в случае выхода тоннеля из строя Украина может потерять 60% объемов перевозок, которые идут через западную границу страны. "В результате этого, Украина может понести значительные валютные потери — около $50 млн в год", — уточняют здесь.

Ожидаемый эффект

Эксплуатируемый сейчас тоннель представляет собой барьерное место V Критского Международного коридора (соединяет Италию, Словению, Венгрию, Словакию и Украину), констатируют в "Укрзализныце". Бескидский тоннель — единственный однопутный участок на всей длине этого коридора, что уменьшает пропускную способность последнего. Двухпутный тоннель этот недостаток устранит.

Планируется, что после ввода в эксплуатацию новый объект сможет пропускать в сутки 100 поездов — вдвое больше, чем существующий. Скорость прохождения по нему возрастет до 80 км/ч против нынешних предельных 40 км/ч.

Юрий Беженарь, аналитик Ogilchyn Capital, утверждает, что новый тоннель будет способен предложить грузоперевозчикам быструю альтернативу перевозкам по морю: по железной дороге грузы будут приходить за 13-14 суток, тогда как путь по морю занимает 28-29 суток.

В отраслевом министерстве относят этот проект к стратегическим для государства, так как по его маршруту отправляется "свыше 40% транзитных грузов в направлении Западной и Центральной Европы". В "Укрзализныце" указывают на то, что эта стройка обозначена в плане и программе экономических реформ на 2010-2014 год. Эксперт "ЦТС-Консалтинг" Дмитрий Ягелло полагает, что для УЗ осуществление этого проекта очень важно в контексте конкурентной борьбы за те транзитные грузы, которые сейчас идут в обход нашей страны. "Тоннель расширяет возможности "Укрзализныци" в коридоре Европа-Россия/Россия-Европа, часть грузопотоков которого идет и через Беларусь", — утверждает он.

Александр Кава говорит, что проходка по новому тоннелю началась в конце декабря прошлого года, а к февралю нынешнего было сооружено 50 метров объекта. На данный момент, по его словам, к месту строительства подведена инфраструктура. В частности, был построен автомобильный подход к восточному порталу тоннеля (который находится во Львовской области) и создана перегрузочная площадка возле западного портала (расположен в Закарпатской области).

Транспортные чиновники планируют, что сооружение объекта в целом будет завершено через два года. Старый однопутный тоннель после ввода в эксплуатацию нового (отдалены друг от друга на 30 м) планируется реконструировать и использовать в качестве эвакуационного. Срок окупаемости средств на сооружение нового Бескидского тоннеля, по информации пресс-службы УЗ, составляет четыре года.

Аналитики, однако, в этих планах не уверены.

Дмитрий Ягелло резюмирует, что следует учитывать, что озвученные сроки являются проектными и весьма вероятны поправки по многим причинам. Скорость проходки зависит от породы, структура которой на пути будущего тоннеля на 100% не известна. Геологи владеют лишь оценочной структурой пород, полученной только в точках бурения, которые не покрывают 100% проходки.

Джерело: Дело

Дата розміщення: 07.02.2014
дивитися наступну новину

Інші новини

Зв'язатися з нами