1706
Кондитери оберігаються - коментар Олександра Соколова, провідного аналітика аналітичного Департаменту компанії "Pro-Consulting". Видання "Інвестгазета"
На прошлой неделе о своих намерениях создать в России дочернее предприятие для развития дистрибьюторской сети, а в перспективе — организации кондитерского производства заявил один из входящих в тройку лидеров игроков — компания «АВК». По словам генерального директора «АВК» Андрея Дикунова, российский рынок в плане экспорта для компании является приоритетным, и компания фокусируется на продаже в России продуктов премиум и среднего ценовых сегментов. «В этом секторе очень высокая конкуренция, но мы имеем четкий и продуманный план развития на российском рынке», — подчеркнул г-н Дикунов. На текущий момент компания не разглашает все детали расширения своей деятельности на российских просторах. Впрочем, комментировать ситуацию берутся аналитики. По словам Светланы Дры-гуш, финансового аналитика по потребительским рынкам компании «Ренессанс Капитал Украина», «АВК» уже не первый год говорит о своих планах выхода на российский рынок. «Связано это с тем, что собственное производство в России позволяет избежать неожиданных сюрпризов со стороны РФ в плане повышения экспортных налогов. Соответственно, с экономической точки зрения собственное производство в России имеет смысл», — делится мнением г-жа Дрыгуш. Кроме того аналитик отмечает что на украинском рынке кондитерских изделий очень сильная конкуренция. Особенно это касается шоколадного сектора. Относительно российского рынка, он, в принципе, насыщен. Тем не менее, поскольку этот рынок очень большой, и шоколадные конфеты преимум-сегмента представлены в значительно меньшем количестве, этот сектор пока свободен для вхождения. Что на руку отечественным кондитерам, конек которых — «сложные» шоколадные изделия. Аналитики прогнозируют, что, скорее всего, «АВК» будет строить собственное производство на российских просторах, так как в настоящее время вряд ли можно найти действующую фабрику для приобретения. Относительно инвестиций, которые придется выложить «АВК» для налаживания производства в России, по мнению экспертов, их сумма составит не менее $10 млн. Кроме «АВК», активами за пределами Украины располагают и другие отечественные производители сладостей. К примеру, лидер рынка — корпорация «Рошен». Так, в России ей принадлежит Липецкая кондитерская фабрика. Также «Рошен» не так давно обзавелся довольно мощным производством в Прибалтике. Клайпедская кондитерская фабрика в Литве обошлась корпорации в $2 млн. Покупка предприятия в Литве в буквальном смысле слова «открыла» компании окно в Европу — это позволит ей выйти на рынки стран ЕС и экономить на экспорте. Еще один крупный игрок отечественного рынка — компания «КОНТИ» — владеет в России Курской кондитерской фабрикой. В прошлом году инвестиции в новые мощные линии для производства сложных кондитерских изделий в РФ составили порядка $24 млн. В 2005 году на экспортные поставки пришлось около трети произведенных в Украине кондитерских изделий. «Отечественные кондитерские изделия пользуются большим успехом как в странах СНГ, так и в Европе. В структуре экспорта украинских кондитерских изделий лидирует Российская Федерация. Российский кондитерский рынок очень важен для украинских производителей, так как он второй в мире по величине после США», — рассказывает Александр Соколов, ведущий аналитик аналитического департамента компании Pro-Consulting. Стоит отметить, что после введения правительством РФ в октябре 2005 года спецпошлин на ряд кондитерских изделий из Украины, в частности, на крахмальную патоку, приготовленные с использованием какао и какаопродуктов вареные конфеты с начинкой и без, а также тоффи и карамель ценою 0,6 евро за 1 кг, экспортные поставки кондитерских изделий в эту страну резко сократились. Так, в первом полугодии 2006 года доля поставок снизилась на 22%. Эта причина и подталкивает украинских кондитеров к поиску производственных площадок в России и других странах ближнего зарубежья. Что касается перспектив украинских производителей кондитерских изделий на российском рынке, все будет зависеть от того, будут ли отменены ввозные спецпошлины или нет. «Если спецпошлины не отменят, то удержаться на российском рынке смогут только крупные производители путем открытия дочерних предприятий. Мелкие же производители не обладают нужными финансовыми ресурсами, а экспортная продукция с учетом таможенных пошлин становится неконкурентоспособной», — прогнозирует Александр Соколов. Относительно отечественного рынка кондитерских изделий, в настоящее время его нельзя назвать насыщенным в полной мере. Между тем на протяжении последних лет наблюдается тенденция к снижению темпов роста рынка, что говорит о его приближении к насыщению. «Рост рынка в 2006 году не превысит 9-10%. Рынок постепенно концентрируется и укрупняется. В дальнейшем наиболее активно будут развиваться средний и премиум ценовой сегмент», — подчеркнул г-н Соколов.