1382
ГТС з усіма зручностями. Навіщо Кабміну здавати трубу в оренду - коментарі Наталії Галкіної, директора департаменту фінансового консалтингу компанії Pro-Consulting. ЛІГАБізнесІнформ
Кабинет министров зарегистрировал в Верховной Раде законопроект N2937 о внесении изменений в некоторые законодательные акты с целью реформирования НАК Нафтогаз Украины. Документ позволяет не только приватизацию госкомпании и ее дочек, но и аренду объектов газотранспортной системы (ГТС). Эксперты уверены: документ повредит экономике страны и уничтожит остатки энергетической независимости.
Благие намерения
Главное изменение, которое содержится в проекте - это снятие запрета с приватизации ГТС, а также компании Нафтогаз и ее дочек. Решения о приватизации возложены на Кабмин. Правительство получит и право разрешать аренду объектов магистрального трубопровода.
В самом Кабмине законопроект позиционируют как про-европейский. В пояснительной записке говорится, что документ соответствует требованиям законодательства ЕС , в частности, договору об учреждении Энергетического сообщества. И принятие закона будет способствовать усилению энергетической независимости Украины.
Оппозиционные политики оценили проект иначе. Председатель фракции Батькивщина Арсений Яценюк усмотрел в документе попытку чиновников "украсть" ГТС. "Правительство хочет приватизировать, а точнее - украсть объекты государственной собственности - газотранспортную систему, добывающие предприятия нефти и газа и газохранилища", - заявил он. По словам Яценюка, речь идет не о приватизации ГТС, а том, чтобы с помощью решения Кабмина "себе передать эту ГТС или передать ее соседнему государству безо всякого конкурса, без какой-либо открытой процедуры".
Учитывая настрой оппозиции, провести документ через парламент будет непросто. Примечательно, что 3 мая в Брюсселе состоится круглый стол, посвященный теме управления украинской ГТС. Газпром уже отказался от участия в мероприятии, дав понять, что нацелен лишь на двухсторонние переговоры в вопросе управления трубой.
Странный сигнал
Законопроект вряд ли можно считает новаторским и нацеленным на реальную реформу нефтегазового сектора, считают эксперты. Приватизация ГТС - это отнюдь не необходимое и планомерное экономическое решение. Это политический ход, который означает переход госмонополии в частную собственность, считает директор департамента финансового консалтинга компании Pro-Consulting Наталья Галкина. Она напомнила, что в собственности и управлении государства осталось ограниченное количество компаний, которые входят в сферу интересов крупного бизнеса и политики, в их числе - газотранспортная система и Нафтогаз с дочерними компаниями.
Для украинской экономики передача Нафтогаза в частную собственность означает практически полную потерю контроля над стратегически важной отраслью экономики. "Решения, от которых будут зависеть развитие экономики Украины, ее отдельных отраслей, а также расходы домохозяйств, будут приниматься новыми собственниками, исходя из их интересов и основных законов рыночной экономики, что будет оказывать мощнейший эффект на экономическую безопасность страны", - подчеркивает эксперт.
Документ не следует рассматривать в ключе реформирования энергосектора, соглашается директор энергетических программ центра "Номос" Михаил Гончар. "Это точно не элемент исполнения обязательств в рамках Энергетического сообщества", - утверждает он. По его мнению, внесение документа в парламент накануне встречи в Брюсселе выглядит более чем странно. "Это сигнал, который дезориентирует европейских партнеров. Россия в последнее время и так старалась посеять сомнения в искренности намерений украинской стороны провести реформу энергетического сектора в соответствие с требованиями Энергетического сообщества", - добавляет Гончар.
Сдать в аренду
Если правительственный законопроект станет законом, то украинскую ГТС могут передать в аренду россиянам, допускает Наталья Галкина. "Такой сценарий вполне вероятен, учитывая то, что Газпром настаивает на варианте консорциума с Украиной, при котором он становится собственником 50% ГТС, но не просто через создание фиктивной управляющей компании, а компании, которая является владельцем газопровода - как в случае с Белтрансгазом", - говорит эксперт.
Наталья Галкина напомнила, что, имея менее 50% в управляющей компании, белорусы сейчас фактически отстранены от управления собственной ГТС. "В случае принятия поправок к закону будут созданы условия для установления Газпромом контроля над газовым рынком Украины и ее газотранспортной инфраструктурой", - полагает она.
Если трубу все же передадут в аренду России, в числе пострадавших могут оказаться пришедшие на украинский рынок компании Shell и Chevron, считает эксперт по энергетическим вопросам, бывший член комитета по ТЭК парламента Александр Гудыма. С началом промышленной добычи сланцевого газа эти компании могли бы его отдавать в газотранспортную систему. "Но какое законодательство будет распространяться на украинскую ГТС, главным распорядителем которой будет Газпром?", - задается вопросом эксперт.
Гудыма уверен, что никакой пользы для энергетики законопроект не несет, главная его цель - получить краткосрочную выгоду в обмен на управление ГТС. "Украинской власти нужно получить в обмен на концессию-консорциум значительную скидку на газ и дожить до 2015 года. Не стоит там искать ничего позитивного. В условиях нестабильной политической, финансовой ситуации в Украине никаких позитивов от принятия закона о разблокировании процессов передачи украинской ГТС быть не может", - подчеркнул эксперт.