Порадовали разве что стадионы, которые, несмотря на рекорды, не смогли не то что спасти рынок, но даже исправить негативную динамику этого года До начала футбольного чемпионата пивовары были полны надежд и ждали фанов как спасителей отрасли, которая никак не может выйти на положительные результаты. По данным «Укрпиво», сокращение рынка за пять месяцев 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. составило более 14%, или 16,4 млн. дал, что соответствует годовому объему производства достаточно крупного пивоваренного завода. Однако итоги июня еще больше отрезвили рынок и его участников. Как отмечает директор аналитического департамента компании Pro-Consulting Александр Соколов, больше всего продаж пива во время проведения чемпионата Евро-2012 — а это 250 тыс. л, или около 50% — пришлось на киевскую фан-зону. Показатель не ниже изначально прогнозируемых операторами рынка объемов потребления в 1,2 млн. дал.
Тем не менее в условиях негативной тенденции к сокращению потребления пива на рынке в 2012 г. продажи в фан-зонах можно рассматривать как дополнительный, хотя и временный канал сбыта для производителей. «В целом же именно благодаря потреблению пива в фан-зонах можно говорить о том, что снижение потребления на рынке в этот период немного замедлилось»,— отмечает аналитик.
Влияние продаж пива во время чемпионата почти не отразились на итогах работы отрасли в июне — негативная динамика только усугубилась. Так, по данным Pro-Consulting, объемы потребления пива в первом полугодии 2012 г. сократились на 5% в сравнении с показателями 2011 г. Основными причинами Александр Соколов называет повышение средней отпускной цены за литр пива до 13 грн. вкупе со снижением покупательной способности, а также прохладную погоду. При этом потребление пива в фан-зонах ситуацию лишь немного сгладило. «Несмотря на негативные тенденции, ожидается сохранение объемов потребления пива в 2012 г. на уровне показателей 2011 г.»,— прогнозирует эксперт.
Сами пивовары также подчеркивают небольшое влияние Евро на рынок в целом. Как отмечает директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям «САН ИнБев Украина» Денис Хренов, несмотря на проведение чемпионата, тенденция, сложившаяся на украинском рынке пива в течение последнего времени, не изменились. Рынок продолжает демонстрировать падение в отдельно взятые сравниваемые периоды. В том числе эта тенденция явилась определяющей во время проведения Евро. Так, объемы отгрузок предприятий пивоваренной отрасли за июнь 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упали на 2,3%.
«Таким образом, несмотря на столь знаменательное событие, которое ассоциируется в общественном сознании с потреблением этого напитка и используется многими сторонними экспертами и политиками как аргумент о сверхприбылях пивоваренных компаний с целью ужесточения налоговой политики в отношении пивоваренной отрасли, чемпионат в Украине не стал стимулом роста объема продаж пива»,— сетует Денис Хренов.
Как отмечает директор по корпоративным связям «Миллер Брендз Украина» (филиал Efes) Валентин Бойницкий, рынок пива в целом сейчас стагнирует, и футбольный чемпионат — будучи «одноразовым» и кратковременным событием — вряд ли сможет кардинально изменить ситуацию. «Мы по итогам года ожидаем небольшой рост рынка пива, около 1-2%. Это при условии, что не подведет погода, не будет экономических потрясений и неожиданных регуляторных изменений»,— прогнозирует он. Не было возможности вдоволь напродаваться и в близлежащих кафе. «Мы планировали увеличить продажи в ресторанах сети «Пицца Челентано», расположенных вблизи фан-зоны, на 30-35% по сравнению с маем, несмотря на то, что в июне, как правило, происходит спад. Но наши ожидания не вполне оправдались. Рост 30-50% наблюдался только в дни проведения матчей»,— рассказывает Максим Храмов, основатель киевского клуба ресторанов «EgoЇсти» («Пицца Челентано», Potato House, ЯПИ). Случались и форс-мажоры. В целях «безопасности» пешеходную зону улицы по стороне стадиона в дни матчей полностью перекрывали. Администрацию ресторанов о таких мерах заранее не предупредили — и все заведения, расположенные в этой зоне, понесли убытки. Рестораторы оперативно организовали выносную торговлю, но это также сопровождалось значительными сложностями на этапе согласования. Однако, несмотря на это, продажи пива у рестораторов в дни матчей вырастали на 30%.
Сами же эпицентры событий не только оправдали надежды, но и превзошли их, установив рекорд. Напомним, что преференции на продажи пива были прежде всего у «Славутич», Carlsberg Group. Продажи пива на стадионах установили рекорд. «Продажи пива на восьми стадионах превысили показатели Евро-2008 на 40%»,— отмечают в Carlsberg. Как сказал Карстен Буль, старший менеджер проекта УЕФА Евро-2012 и заслуженный организатор многих евротурниров, этот чемпионат стал большим успехом для Carlsberg.