1951
Аналітики компанії Pro-Consulting підготували дослідження ринку яєць України
Уже по итогам 2012 года поголовье птицы увеличилось на 6,5% до 213,8 млн. голов. Данный рост был связан, прежде всего, с падением поголовья птицы мясного направления в 2011 году. Сектор промышленного производства яиц в период с 2002 г. по 2012 г. также демонстрировал высокие темпы роста, что связано с внедрением новых технологий производства и увеличением продуктивности птицы яичного направления.
За период 2002-2012 годов производство яиц в Украине увеличилось на 69,0%. При этом в первую очередь рост был обусловлен наращиванием производства яиц в крупно-товарном секторе. Так производство яиц в промышленных предприятиях за отчетный период возросло в 2,4 раза.
Активное развитие крупно-товарного производства внесло существенные коррективы, как в производственную, так и товарную структуру рынка яиц. Еще в начале двухтысячных годов основным производителем яиц являлись хозяйства населения, формируя более 60% общего объема предложения продукции. По итогам 2012 года доля хозяйств населения в производстве яиц сократилась до 37,3%.
Среднегодовая продуктивность кур-несушек в последнее десятилетие имела устойчивую тенденцию к росту. В первую очередь это связано с модернизацией и запуском новых производственных объектов, ставших в авангарде развития птицеводческой отрасли. На данных предприятиях повсеместно осуществлялось обновление поголовья птицы с заменой на более продуктивные кроссы последних селекций, внедрение современных высокоэффективных систем кормления, оптимизация производственных затрат. При этом усиление конкуренции вело к постепенному уходу с рынка малоэффективных предприятий.
Среднегодовая продуктивность кур-несушек в Украине
Источник: по данным Государственной службы статистики Украины
По причине модернизации и концентрации мощностей производства в секторе, а также сокращения количества неэффективных компаний на рынке, средняя производительность кур-несушек демонстрировала устойчивую тенденцию к росту.
Сезонность на украинском рынке яиц, 2010-2012 гг. в объемах производства (млн. шт.) и цене (грн. за 10 шт.)
Источник: по данным Государственной службы статистики Украины, оценка Pro-Consulting
Для рынка яиц свойственны относительно стабильный спрос в долгосрочном периоде и сезонные колебания в течении года. В обычный год, цены на яйца достигают своего пика в период поздняя осень — середина весны. Данный период совпадает с сезонным снижением производства яйца в хозяйствах населения. Так же увеличение спроса и цены ежегодно наблюдается перед Пасхой. Самые дешевые яйца – обычно в средине-конце мая и в июне. Часто бывает, что их отпускная цена может быть даже ниже себестоимости.
Рассматривая экспортные поставки яиц из Украины необходимо отметить, что с одной стороны они носят консолидированный характер по странам-потребителям, а с другой стороны география экспорта имеет тенденцию к расширению. Странами, в которые традиционно осуществляются значительные поставки на регулярной основе, являются Ирак, Сирия, Молдова. При этом первые три являются государствами с нестабильной как внутренней, так внешней политической составляющей, что в отдельные годы сказывается на объемах торговли. Так в 2011-2012 году поставки в Сирию фактически прекратились, что в первую очередь было вызвано сильными антиправительственными волнениями в стране, которые сопровождались военными действиями и кровопролитными столкновениями.
В тоже время 2011-2012 года характеризовались освоением новых рынков для украинских производителей яиц, среди которых необходимо выделить страны СНГ — Азербайджан, Армению и Туркменистан, а также страны Азии — Объединенные Арабские Эмираты и Оман. Данные рынки характеризуются не только значительной емкостью, но и рядом специфических особенностей, которые дают основания полагать, что поставки будут носить постоянный, а не разовый характер.
Данный анализ рынка позволяет проследить основные тенденции развития данного рынка, а также узнать о перспективах развития на ближайшие годы. Аналитическое исследование от Pro-Consulting поможет Вам не только грамотно спланировать свой бизнес, но и избежать ошибок в дальнейшем и принять наиболее эффективные решения.