Когда зимний период года заканчивается, спрос на тепличные культуры продолжает оставаться стабильным вплоть до появления первых урожаев из открытого грунта. В отличие от зелени, у клубники в открытом грунте существует короткий срок наибольших урожаев. Поэтому и существенные объемы продаж грунтовой ягоды ограничены по времени. Особый интерес к выращиванию клубники вызывает у предпринимателей высокая рентабельность производства.
Выращивание клубники в теплицах является перспективным направлением. В первую очередь это обусловлено повышением спроса на ягоду, как в сегменте B2B, так и B2C. Клубника занимает лидирующую позицию среди ягод по площадям выращивания и производства – на нее приходится более половины общего объема. В основном продукция уходит на переработку или реализацию. Клубнику используют как сырье для производства йогуртов, джемов, соков и т.д.
Ключевые преимущества тепличного выращивания клубники:
выращивание и продажа клубники в течение всего года;
экономия производственной площади: возможность размещать кусты компактно, в несколько уровней, используя все полезное пространство;
погодные условия не влияют на урожайность;
облегченный уход за клубникой (внесение удобрений, обработка, сбор)
Отечественные предприниматели, постепенно нарастив площади под клубнику, насыщают внутренний рынок. Соответственно импорт ягоды сокращается и возникает противоположная ситуация – необходимость в поставках отечественной клубники за границу.
Рынок тепличной клубники (Украина, 2013- 2015 гг., тыс. т)
На фоне девальвации гривны украинская ягода стала самой дешевой в Европе. И если импорт клубники сократился за два года впятеро, то в 2014 году был зафиксирован рекордный объем экспорта – 400 тонн, который в 2015-м увеличился ещё на несколько порядков.
Подробные данные, характеризующие динамику развития рынка тепличной клубники, можно узнать из исследования Pro-Consulting.
Если говорить о ключевых особенностях рынка тепличной клубники, то это его сезонность (январь – май и сентябрь – декабрь). Это позволяет операторам рынка получать доход на протяжении всего года. Некоторый спад происходит в летние месяцы, когда в продаже появляются ягоды, выращенные в открытом грунте.
Среди общих тенденций рынка:
§ падение спроса из-за снижения покупательской способности;
§ рост цен на энергоносители, которые составляют высокую долю затрат в себестоимости;
§ множество небольших игроков;
§ слабая ориентация на потребителя;
§ отмена фиксированного сельскохозяйственного налога;
§ усиление доли теневого оборота;
Ключевыми точками для реализации тепличной клубники, являются супермаркеты и магазины. В зимний период до 80% ягод реализуется через торговые сети. Основной канал сбыта клубники в сезон – преимущественно рынки.
Как правило, данную ягоду реализуют в свежем виде или сдают на переработку для производства соков, йогуртов, джемов, для изготовления полуфабрикатов и заморозки. Отечественные производители не содержат собственные точки по реализации клубники – для них это не выгодно.
Стоит учесть, что цена ягоды не в сезон довольна высока. С одной стороны – это повод получить сверхприбыль на рынке, с другой – спрос на такую ягоду ограничен в определенных каналах сбыта (супермаркеты, рынки).
Динамика спроса на клубнику и наиболее выгодные для продаж регионы, тенденции в производстве и степень конкуренции – все данные по рынку тепличной клубнике изучайте в аналитическом исследовании Pro-Consulting.