1456
Аналитики компании Pro-Consulting подготовили исследование рынка тепличных культур Украины
Тепличные овощи быстро входят в рацион питания украинцев, и связано это, прежде всего, с улучшением качества жизни и ростом уровня доходов, высоким качеством продукции, а также ее доступностью на рынке. На протяжении последних лет производство овощей в защищенном грунте постоянно увеличивается, достигнув в 2011-м –398 тыс. т, в том числе, томатов –178,5 тыс. т. При этом в период с 2008 по 2011 гг. доля производства тепличных культур в общем объеме выросла с 3,7% до 4%.
Одним из положительных факторов выращивания тепличных культур является их урожайность, которая в разы превосходит урожайность культур открытого грунта. Так, средняя урожайность тепличных культур в Украине (учитывая как с/х предприятия, так и хозяйства населения) составляет 125,63 тонн с 1 га по итогам 2011 г. При этом урожайность тепличных культур с/х предприятий находится на более высоком уровне, составляя в среднем по Украине 275,89 тонн с га.
Несмотря на возрастающую себестоимость выращивания тепличных культур в Украине в силу роста цен на газ (для некоторых тепличных комбинатов она составляет около $590), данная отрасль остается привлекательной не только для существующих операторов рынка, но и для новичков. Размер площадей для выращивания культур закрытого грунта в Украине последние 5 лет ежегодно растет, за исключением 2010 г., составив по состоянию на 2012 г. 3,27 тыс. га.
Наибольшее количество тепличных хозяйств в Украине располагается вокруг крупных городов. При этом в основном они находятся в собственности хозяйств населения, а на долю сельскохозяйственных предприятий приходится всего 16,4% всех площадей теплиц (а именно 0,52 тыс. га).
Динамика площадей теплиц на территории Украины в 2008-2012 годы, тыс. га
Источник: по данным Госкомстата Украины * ожидаемые показатели
Тепличные комплексы в Украине, в основном, специализируются на выращивании овощей (79%), цветы выращиваются всего в 19% теплиц, а на долю теплиц, занимающихся выращиванием фруктов и грибов, приходится всего 2%.
Большая часть тепличной овощной продукции реализуется на внутреннем рынке Украины, а подавляющая часть тепличных комбинатов работает через оптовых поставщиков. Непосредственно в торговые сети только единичные хозяйства поставляют свою продукцию, и имеют прямые договора на реализацию продукции в рознице из-за больших объемов производства и стабильных поставок.
Крупные агрофирмы нередко развивают собственную дистрибьюторскую сеть, приобретая автомобили, в том числе, рефрижераторы, для доставки овощей, зелени или цветов заказчикам в других регионах страны, и даже в приграничную область стран СНГ. Автопарки есть у «Уманского тепличного комбината» и «Пуща-Водицы».
Таким образом, в основном, тепличные овощные культуры реализуются на рынке, через собственные магазины, ларьки, палатки (19%), на оптовых рынках (27%), через сети супермаркетов (20%), а также через другие коммерческие структуры (30%). При этом 4% овощей идут на экспорт. Одним из сдерживающих факторов развития рынка, наряду с высокой себестоимостью, является высокий уровень первоначальных инвестиций. К наиболее современным и инновационным видам теплиц относятся стеклянные их варианты, работающие по современным голландским технологиям (контроль по поддержанию климата, полив, а также другие операции регулируются при помощи компьютера). Такие технологии могут позволить себе только крупные игроки рынка. Стоит отметить, что требуемые инвестиции, при условии использования передовых технологий выращивания варьируются в пределах от 1,5 до 4 млн. долларов на гектар, при среднем сроке окупаемости 3-6 лет.
Стеклянные теплицы в Украине занимают долю всего в 2,8%. А наиболее распространенным типом тепличных комплексов являются весенние (пленочные) теплицы (55,6%) и тоннели (41,7%). В структуре выращивания тепличных культур в Украине, преобладает томаты и огурцы, причем доля огурцов на рынке наибольшая.
Сегментация рынка тепличных культур в разрезе товарных групп в Украине, 2012 год, %
Источник: оценка Pro-Consulting по данным Госкомстата
На долю помидоров приходится около 45%, доля же огурцов выше и в 2012 году составляет более 49%. Стоит отметить, что на долю других культур приходится всего 5,8%. Такое распределение долей объясняется тем, что при выращивании огурцов и помидоров риски производителей ниже, чем в сравнении с выращиванием клубники или салатов. И, тем не менее, в последние годы, тепличные хозяйства все больше интересуются выращиванием клубники и салата, нежели помидоров и огурцов. Так, сегмент выращивания тепличной клубники в Украине практически не развит. Можно сказать, что рынок далек от насыщения. Поэтому в ближайшие годы ожидается активное развитие рынка тепличной клубники. В основном, оно будет осуществляться за счет увеличения площадей под данной культурой. Ожидается, что среднегодовой прирост будет находиться в пределах 14-16%. Сегмент выращивания тепличного салата также весьма перспективен для Украины и его развитие диктуется увеличением потребления. В ближайшие годы ожидаемый рост рынка салатов в Украине будет находиться в пределах 8-11% в год, что позволит тепличной культуре нарастить долю в общем объеме рынка салата с 7,29% до 8,58%.
Данный анализ рынка позволяет проследить основные тенденции развития рынка тепличных культур (в частности томатов, клубники и салата), определить целевую аудиторию (круг потребителей, на которых ориентирован продукт), включает прогнозирование развития рынка. Кроме того, исследование рынка детально раскрывает вопрос инвестиционной привлекательности отрасли и выбора наиболее перспективной культуры для выращивания в тепличных комплексах.
Аналитическое исследование от
Pro-Consulting поможет Вам не только грамотно спланировать свой бизнес, но и избежать ошибок в дальнейшем и принять наиболее эффективные решения. Ознакомиться с полным описанием и структурой исследования Вы можете, пройдя по следующей ссылке:
Исследование рынка тепличных культур Украины