Аптечный бизнес всегда был, есть и остается одним из самых прибыльных и рентабельных. Ему не страшны кризисные времена и трудности, знакомые другим сферам бизнеса. Самой большой популярностью пользуются привычные аптеки. Тем не менее, в последнее время на рынке все чаще стали открываться так называемые аптечные супермаркеты. Благодаря упрощенной схеме работы, они позволяют обслуживать клиентов быстрее и эффективнее. Подобных компаний на рынке Украины пока недостаточно. Кроме того, их открытие не потребует больших вложений или специфических знаний. Достаточно просто придерживаться ряда рекомендаций.
Статистика рынка аптек Украины
В 2013 году общий объем рынка лекарств или, другими словами, товаров из «аптечной корзины», составлял 35,85 млрд грн. С каждым годом этот показатель только увеличивается, оставляя позади другие отрасли. Тем не менее, темпы прироста аптечного рынка в последнее время несколько снижаются, в то время как спрос продолжает расти.
Лидером по продажам лекарств является Киев. На долю столицы приходится 11% общего объема розничного рынка всей страны. Второе и третье место делят между собой Донецкая, Днепропетровская и Харьковская области. По состоянию на начало 2014 года в Украине функционировало больше 21 тыс. аптек. 75% всех торговых точек составляют аптеки, 25% - аптечные пункты.
Ежемесячная выручка одной аптеки может составлять около 1-3 тыс. грн с 1 м2 площади помещения. Средний же показатель выручки равен около 1900 грн/м2. Выручка же аптечного супермаркета, за счет нестандартной схемы работы, может превышать нормативные показатели в 1,2-1,7 раза.
Ключевые этапы создания
Процесс открытия аптечного супермаркета выглядит достаточно просто. При грамотном подходе успешную деятельность подобной точки продаж можно организовать за небольшой промежуток времени. Прежде всего, вам потребуется составить грамотный и отвечающий всем реалиям рынка бизнес-план. Для этого потребуется изучить ключевые показатели работы отрасли. С этими вопросами вам попомогут разобраться специалисты компании Pro-Consulting.
Для того, чтобы будущий супермаркет приносил максимум возможных доходов, его площадь должна составлять около 125 м2. При выборе помещения стоит учитывать сразу несколько факторов. Прежде всего, это клиентопоток. Ваша задача – подобрать расположение, обеспечивающее наличие большого количества потенциальных клиентов. Отлично подойдут проходные улицы, транспортные развязки, территория возле метро, если речь идет о крупном городе, и т.д.
Кроме того, стоит обратить внимание и проанализировать платежеспособность потенциальных клиентов и их желание приобретать лекарственные препараты. Еще одним факторов является и выбор товаров, которые будут предлагаться в супермаркете. Если вы сделаете упор на известные марки, то шансы на успех увеличиваются.
Общая стоимость реализации всего проекта может достигать значений в 550-600 тыс. гривен. Самое большое количество инвестиций потребуется для оборудования помещения и закупки первоначального ассортимента. Как правило, аптечные супермаркеты и привычные аптеки ориентируются на продажу лекарственных препаратов, БАДов и косметики.
В первые месяцы работы объем выручки с 1 м2 аптечного киоска составит около 8 тыс. грн. В дальнейшем возможно увеличение этого показателя на 35%. Через 10 месяцев выручка с 1 м2 может достигать 10 тыс. грн и более. Период окупаемости проекта, таким образом, составит 31 месяц.