Открытие аптеки – один из самых привлекательных бизнес-проектов, поскольку его рентабельность и перспективы в разы выше, чем открытие бизнеса в других областях. Почему? Вспомните знакомых, которые ни разу не пользовались услугами аптек. Вряд ли удастся. Постоянный спрос на продукцию – вот причина завидной стабильности открытия бизнеса в этой области. Кроме того, быстрое развитие нашего фармацевтического рынка способствует прогрессу данной отрасли.
Немного статистики
Прежде чем переходить к созданию аптечного супермаркета, необходимо разработать его бизнес-план и изучить статистику рынка. Согласно итогам, подведенным в 2015 году, суммарный объём продаж всех видов аптечных товаров составил почти 50,5 млрд грн. По сравнению с 2014 годом этот показатель вырос на 23,7%. Темп прироста рынка постепенно снижается, но объёмы все еще продолжают расти. В Украине рекордсменом по объёму продаваемой продукции остается Киев, в котором сосредоточено 11% общего объёма продаж аптечных товаров.
На протяжении последних трех лет количество аптек в нашей стране увеличилось на 4 тысячи единиц, аптечных пунктов – на 114 единиц. По состоянию на первое полугодие 2015 года в Украине насчитывалось 8500 аптек, что на 0,7% больше, чем на начало прошлого года. Если рассматривать структуру торговых точек, ¾ приходится на аптеки и аптечные супермаркеты, а оставшиеся 25% – на аптечные пункты.
Что нужно учесть в бизнес-плане аптечного супермаркета?
Процесс создания аптечного супермаркета подразумевает не только написание бизнес-плана, но и прохождение ряда нормативных процедур. Так, вам необходимо обеспечить:
· наличие подходящего помещения достаточной площади с отдельным входом;
· нормальную и стабильную работу водоснабжения, канализации, систем вентиляции и пожаротушения;
· наличие оборудования в виде стенок, стеллажей, холодильников и т.д.;
· возможность приема партий товаров и медикаментов с улицы.
Ориентировочная выручка аптечного супермаркета
Еще одним обязательным пунктом бизнес-плана аптечного супермаркета является объем выручки. Ежемесячная выручка одной аптеки в Киеве находится в пределах 1-3 тыс. грн с одного кв.м. общей площади аптеки. Средняя выручка составляет около 1990 грн/кв.м. При этом, форматная торговая точка (аптечный супермаркет) обеспечивает продажи с 1 кв.м в 1,2–1,7 раза больше, чем неформатная (стандартная аптека). Данный факт объясняется большой популярностью мини-фарммаркетов среди потребителей, их удобством, оперативностью обслуживания и широким ассортиментом предлагаемых товаров.
Если говорить о конкретных цифрах, то средняя ежемесячная выручка одной аптеки в Киеве с 1 кв.м. торговой площади составляет около 8 тыс. грн, а средняя выручка аптечного супермаркета – около 11 тыс. грн.
Специфика бизнес-плана аптечного супермаркета
Цель реализации бизнес-плана – открытие аптечного супермаркета в одном из крупных городов Украины. Площадь необходимого помещения – 125 кв. м. Бизнес-план рассчитан на мини-супермаркет, в котором будут продаваться товары различного назначения: для диетического, диабетического и лечебного питания, минеральные воды, средства санитарии и гигиены, товары для беременных и новорожденных, а также лекарства, отпускаемые по рецептам и без них.
Выбор местоположения аптечного супермаркета
Для более полной картины в бизнес-плане аптечного супермаркета необходимо также учесть месторасположение будущей торговой точки. Для того чтобы выбрать наиболее оптимальное географическое расположение, стоит учитывать ряд критериев:
· достаточный клиентопоток. Для отдельного аптечного супермаркета подойдет место на оживленной улице, возле новостроек или жилищного комплекса с удобной транспортной развязкой и подъездными путями.
· платежеспособность покупателей. Для торгового предприятия важен факт наличия достаточных финансовых ресурсов у клиентов.
Общая стоимость реализации данного бизнес-плана аптечного супермаркета составляет, по примерным подсчетам, 600 тыс. грн в арендуемом помещении.
В бизнес-плане аптечного супермаркета также стоит просчитать основные затраты предприятия, которые возникнут на первом этапе работы. К таковым относятся:
· покупка мебели и оборудования – около 300 тыс. грн;
· закупка первоначального ассортимента в объеме 8 тыс. ед. наименований – около 200 тыс. грн.
Дисконтированный период окупаемости проекта составляет 2,5 года. Если же вы хотите сократить этот срок, избежав лишних трат средств и времени, то бизнес-план аптечного супермаркета, разработанный специалистами компании Pro-Consulting, вам в этом поможет.