В данном обзоре представлена аналитическая информация по влиянию вооруженного конфликта на рынок энергетических напитков в Украине. Рассмотрено следующее: спрос на энергетические напитки во время войны, рост рынка энергетиков, прогнозы по его динамике до конца 2023 года, различные аспекты рынка энергетических напитков, включая данные о доходах и участниках рынка, новые участники рынка, целевая аудитория, мировые тренды, инвестиции и перспективы.
Молодой рынок энергетических напитков в Украине развивается беспрецедентными темпами. От стагнирующего отечественного рынка безалкогольных напитков (БАН) продолжают отпочковываться новые перспективные сегменты. Так, по данным агентства Canadean Ltd. (Великобритания; с 1978 г.; исследование рынков напитков), объем продаж энергетических напитков в Украине ежегодно увеличивается на 60-70%, а в прошлом году был зарегистрирован беспрецедентный рост на 108% (продажи достигли 9,85 млн л). Такой рост рынка объясняется активизацией маркетинговой политики брендов, которая привела к осведомленности потребителей об этой категории напитков и, соответственно, к повышению спроса. Собственно, развитие отечественного сегмента энергетических напитков - яркий пример общемировой тенденции к росту популярности напитков с дополнительными функциональными качествами (пионерами были сокосодержащие безалкогольные и алкогольные смеси).
Основные компоненты энерготоника (на 1 жестебанку 250 мл) - кофеин (до 80-100 мг), таурин (1 г аминокислота, вырабатывающаяся в мышцах), витамины группы В, каротин, биоактивные растительные экстракты (гуарана, дамиана, женьшень) и др. Такие напитки имеют противопоказания по состоянию здоровья, а также дозированы в употреблении - не более 300-400 мл/сут. В мире энергетики стартовали в 1987-м вместе с австрийским напитком Red Devil. С этой даты началось победное шествие энергомиксов по планете. По оценкам мировых аналитиков, ежедневно покупается до 2 млн упаковок напитка, а среднегодовой рост его продаж достигает 50%. Сегодня энергетики наиболее популярны в Европе, США, Южной Америке и Японии. Здесь их "транснациональная" доля в сегменте безалкогольных напитков составляет 5-6%. В этой связи понятен и незатухающий интерес к энергетикам операторов и продуцентов. Причем не только профильных - компаний Red Bull и Red Devil, - но и гигантов напиточной индустрии - Coca-cola (энергетики ТМ Burn) и Pepsi Со (ТМ Adrenaline Rush).