В публикации представлена аналитическая информация по рынку легковых авто Украины по итогам апреля 2021 года. Рассмотрено: состояние и тенденции рынка легковых авто, динамика продаж легковых авто, топ популярных марок новых легковых авто в апреле 2021 года, краткие выводы.
При развитии бизнеса предприниматели стараются экономить, поэтому спросом пользуются только самые дешевые модели и марки коммерческих авто, а импортеры не стесняясь применяют инструмент ценового демпинга. Наиболее заметное оживление наблюдается в сегменте легких коммерческих автомобилей (ЛКА) грузоподъемностью до 3,6 т — по типам кузовов это пикапы, цельнометаллические фургоны и грузопассажирские автомобили. Эксперты объясняют тенденцию начавшимся оздоровлением малого бизнеса и возникновением потребности в дополнительном транспорте для перевозки мелких партий товаров.
Планы по реализации китайских автомобилей весьма амбициозны - один только Chery с легкостью перешагнул рубеж 1 тыс. автомобилей в месяц. А всего, по прогнозам импортера, будет продано не менее 18 тыс. автомобилей Chery до конца года. Основные козыри так называемых поднебесных автомобилей - цена и комплектация. Основные недостатки - низкое качество, китайская репутация, слухи о сомнительной безопасности, дефицитность запасных частей. Потребителя пугают неизвестность марки и отсутствие опыта эксплуатации в Украине. Названия некоторых авто с первого раза даже выговорить не получается. Впрочем, это свойственно многим китайским наименованиям. Салоны большинства автомобилей сделаны грубовато, с неровными зазорами в пластиковых деталях. Даже в экземплярах, которые были представлены на прошедших автомобильных выставках, не все было гладко. Например, у дизельного джипа Dadi рычажок ручного газа почему-то висел на тросе, в чем могли убедиться многочисленные посетители SIA. Одним из косвенных показателей качества можно считать небольшой гарантийный период китайцев - обычно два-три года. Самый большой срок гарантии у Brilliance и BYD - пять лет, или 100 тыс. км.
Четвертое место сохранили за собой в 2011 году автомобили Toyota. Как сообщил AUTO-Consulting заместитель генерального директора ПИИ «Тойота-Украина» Андрей Боярчук, наиболее значимыми событиями в 2011 г. для компании стали выход на рынок Украины нового поколения Camry и нового поколения Yaris. Спрос на новое поколение Camry был и остается высоким. В 4-м квартале доля продаж Camry достигла 25% среди всех моделей Toyota официально представленных в Украине. Презентации Camry нового поколения и тест-драйв ивенты прошли почти во всех 33 официальных дилерских центрах Toyota в Украине с 28 октября по 6 ноября 2011 г. Что касается нового поколения Yaris, то хорошее ценовое предложение на Yaris сделало эту модель одной из самых привлекательных для клиентов в этом сегменте
После рестайлинга в Европе намерены продавать сотни тысяч авто в год в трех версиях - с тремя, четырьмя и пятью дверьми. Причем к 2009 году все эти машины будут производиться здесь же, на заводе FSO в Варшаве, 40% акций которого принадлежат корейскому отделению GM DAT, а 60% - украинской корпорации «УкрАвто». Но почему тогда мы по-прежнему называем Aveo корейским автомобилем? Несмотря на то, что Aveo больше никогда не будет «Дэу», и от имени Kalos решено уже давно отказаться, разрабатывали его как Daewoo в Корее. В ответ на это корейские инженеры с гордостью отвечают, мол, в целях сокращения затрат General Motors теперь доверяет им все работы над маленькими автомобилями концерна.
Украина может войти в пятерку крупнейших в Европе продавцов авто. Ажиотажный спрос на автомобили не спадает, несмотря ни на политический кризис в стране, ни на дефицит машин у дилеров. Если страсть к езде у наших соотечественников не поутихнет, то уже к концу сезона Украина имеет все шансы войти в элиту европейских автомобильных рынков. Тогда автопроизводители увеличат квоты на поставки машин в нашу страну, что снимет проблему дефицита. Ожидания оптимистов, прочивших авторынку очередной ажиотажный год, начинают подтверждаться. В марте дилерам удалось реализовать 39 тыс. новых авто, что на 28% больше аналогичного периода прошлого года, который также вошел в историю автопродаж как один из самых успешных. Впечатляют и квартальные результаты — динамика рынка за три месяца превысила 30%.
Дефицит автомобилей в Украине приостановил победную поступь отрасли. Отечественные автодилеры, в последнее время не скупящиеся на рекламу, настолько разогрели рынок, что уже не в состоянии справиться со спросом — очереди в салонах бьют все рекорды. Те, кто вовремя предложил покупателям нужное количество техники, смогли не только подзаработать, но и значительно усилили свои позиции на рынке. Аналитики полагают, что в ближайшее время перестановки на рынке продолжатся, причем на успех, хоть и временный, смогут рассчитывать дилеры, которые предоставят достаточный выбор техники. Проблема обширных складских запасов еще больше актуализируется к осени, когда на рынок выбросят «выборные» деньги, определенная часть которых, как показывает практика, будет потрачена на автомобили.
Количество граждан, получающих водительские права, из года в год практически не меняется. Кардинально меняется лишь "лицо", получающее права. За последние годы среди постигающих азы водительского мастерства, по информации автошкол, женщин стало больше как минимум вдвое. Данные автошкол автоимпортеры подкрепляют цифрами. По их информации, женщины-покупательницы обеспечивают 30-35% продаж, что за минувший год составило 110-127 тыс. автомобилей. Например, через официальную дилерскую сеть Mitsubishi в Украине в 2006 г. более 30% автомобилей приобрели женщины. Не менее впечатляющие показатели у компании "Формула Мотор Украина" (г. Киев).
Дефицит автомобилей в Украине приостановил победную поступь отрасли. Отечественные автодилеры, в последнее время не скупящиеся на рекламу, настолько разогрели рынок, что уже не в состоянии справиться со спросом - очереди в салонах бьют все рекорды. Те, кто вовремя предложил покупателям нужное количество техники, смогли не только подзаработать, но и значительно усилили свои позиции на рынке. Украинский авторынок сбавил рекордную динамику, наблюдающуюся с начала года, когда продажи ежемесячно росли на 30-40%. По данным ИАГ Auto-Consulting, в мае дилеры реализовали чуть более 42 тыс. легковых машин, что лишь на 24% превышает аналогичные показатели прошлого года.
Успех "китайцев" на украинском рынке пикапов напрямую связан со сравнительно невысокой стоимостью этих автомобилей (например, пикап Dadi New Smoothing на внедорожной раме сегодня предлагается по $13,9 тыс.). Правда, доля китайских брендов на украинском рынке пикапов на внедорожной раме к середине текущего года составила около 27%, хотя по итогам 2006 г. превышала 32%. Уменьшение доли произошло в основном за счет увеличения объемов продаж нового пикапа Mitsubishi L200, который и потеснил китайцев" в этом сегменте. Тем не менее, судя по заявлению некоторых импортеров китайских авто, они намерены увеличить существующий объем продаж, как минимум, на треть. Если столь оптимистичные планы реализуются, то по итогам года доля китайских брендов на рынке пикапов-внедорожников может увеличиться до 35%.
У большинства опрошенных игроков автомобильного рынка новость о такой акции вызвала улыбку. Впрочем, по словам Сергея Королева, управляющего отделом продаж "Порше Центр Киев", в сегменте дорогих автомобилей подобные акции уместны. "В премиум-сегменте ценовые акции и скидки способны негативно отразиться на ценности бренда,- считает господин Королев.- Гораздо лучше сделать приятный сюрприз, какой-либо оригинальный подарок". Сегодня большинство автомобильных компаний пытаются стимулировать продажи, проводя различные акции. От реально ощутимых (в виде существенных скидок) до совершенно оригинальных. Условно можно разделить акции на несколько видов: ценовые, бонусные и альтернативные.
До 2002 года большинство продававшихся в Украине новых автомобилей относились к моделям высокого класса. В 2002 году стало очевидным, что наиболее востребованы в Украине машины среднего класса. Эксперты утверждают, что спрос на такие автомобили будет по-прежнему увеличиваться. Растущий средний класс - основа и для возрождения отечественного автомобилестроения.