Количество украинцев, которые следят за своим здоровьем, а соответственно – и за составом всех продуктов питания, растет из года в год. Поэтому состав и вкус сока – определяющие факторы, которые влияют на выбор потенциального потребителя. Разницу в качестве соков, которые производились 20-30 лет назад и сейчас можно легко определить по сроку их годности: если соки советского производства могли находиться в открытом состоянии около 2 дней, то в наше время, благодаря вкусовым добавкам, которые стали неотъемлемой частью практически любого напитка - более 2 недель.
Рассматривая общую структуру сладких безалкогольных напитков в Украине, стоит акцентировать внимание на доле рынка, которую занимают минеральные воды. В прошлые годы емкость данного рынка уступала сладким газированным напиткам, однако в 2012 году данный сектор имеет наибольшую долю рынка – 38,6%. Сладкие газированные напитки занимают 37,7% общей доли рынка, а соки всего 20%. На квасовые напитки приходится наименьшая доля – 3,7%(объясняется ярко выраженной сезонностью его потребления).
Общая структура рынка безалкогольных напитков Украины по итогам 2012 года, в натуральном выражении, %
Изобилие продукции на рынке соков, а так же высокие требования украинского потребителя, привели к тому, что убедить покупателя приобрести продукт той или иной ТМ становится все сложнее. Поэтому производители активно принялись за увеличение ассортиментного ряда. Между тем появление многочисленных вкусовых новинок со временем приводит к обратному процессу — оптимизации ассортимента. Такая тенденция уже не первый год наблюдается на мировом рынке.
Особенность отечественного рынка соков - полное доминирование национального производителя. Импортируемые соки на полках магазинов (преимущественно российского, испанского, итальянского происхождения) – явление редкое. В то же время объемы экспорта довольно высокие, что свидетельствует о востребованности украинского продукта за рубежом.
Если рассматривать структуру производства соков в Украине на душу населения за последние годы, то ярко выражен 2007 год, так как именно в этот период наблюдалось максимальное количество произведенного сока на одного человека– 9,6 л. сока.
В кризисные 2008-2009 годы, украинское производство сока сократилось на 34% из-за сложной рыночной ситуации. По итогам 2010-2012 гг., объемы выпущенного продукта не смогли выйти на показатели 2007 года. На рынке отмечается следующая ситуация – происходит рост объемов продаж в среднем сегменте и премиум, а также снижение потребления продукции эконом-сегмента.
В 2010 году наблюдался положительный темп прироста производства сока – 6,3%, при этом 6,7 л приходилось на душу населения. В последующие годы описываемые показатели оставались примерно на одном уровне.
Производство сока в Украине на душу населения в натуральном выражении, по итогам 2006-2012 гг., л
На данный момент можно говорить о, так называемой, консолидации потребительских предпочтений, которая ведет к уменьшению ассортиментного ряда. Для стабильных продаж, производителям необходимо иметь яркую и удобную упаковку, которую легко запомнить. Помимо прочего, необходимо учитывать фактор сезонного потребления продукции, который, кстати, отличается от сезонности рынка вод.
К сдерживающим факторам, которые негативно будут влиять на развитие рынка в Украине, можно отнести – демографический фактор (сокращение населения) и экономический (относительно не высокие доходы населения в сравнении с остальными странами Европы).
Данный анализ позволяет проследить основные тенденции развития исследуемого рынка, а также узнать о перспективах его развития на ближайшие годы.
Аналитическое исследование от Pro-Consulting поможет Вам не только грамотно спланировать свой бизнес, но и избежать ошибок в дальнейшем и принять наиболее эффективные решения.
Ознакомиться с полным описанием и структурой исследования Вы можете, пройдя по следующей ссылке: http://pro-consulting.ua/projects/128104-issledovanie-rynka-soka-ukrainy-2013-god.html